Здравствуйте, дорогие историки и любители историй!
Речь сегодня пойдёт о железных дорогах и о ширине её колеи.
Железнодорожное сообщение играло и продолжает играть важную роль в жизни нашей страны. Активное развитие железных дорог началось во время правления императора Николая I. Тогда он увлёкся проектом так называемой "чугунки". В то время ж/д транспорт уже использовался в Англии и США, поэтому Россия была одна из первых стран, кто начал развиваться в данной сфере.
Нужно сделать одну оговорку. Формально первая железная дорога в России была открыта в 1837 году, но разработки "чугунок" и их строительство было начато гораздо раньше. В 1806-1809 гг. Петром Фроловым была построена первая чугунная дорога в России на конной тяге для перевозки руды между Змеиногорским рудником и Корбалихинским заводом. Она исправно работала на протяжении 25 лет. Далее, в 1833-1834 гг. нижнетагильскими механикам Е.А. и М.Е. Черепановыми был создан первый в России паровоз. Их усилиями вскоре была построена чугунная дорога на Урале между их фабриками и рудниками.
Вернёмся к Николаю I. Именно при нём появляется первая железнодорожная ветка - Царскосельская. После появляется Варшавско-Венская и Николаевская (Санкт-Петербурго-Московская) железные дороги. В это время в России и появляется своя ширина колеи, которая в будущем сыграет важную роль. Ширина ровнялась 1524 мм, когда в мире была распространена колея шириной 1435 мм (отсюда разница в 84 мм). Не совсем ясно, с чем был связан такой выбор. Но ясно, к чему он привёл.
Выбор такой колеи был определяющим для нашей страны. После начала Великой Отечественной войны, железная дорога доставила множество хлопот гитлеровской армии. Немцы ожидали молниеносную войну и блицкриг, но наши "железки" не позволяли им это сделать в силу разницы ширины колеи европейских и советских дорог. Немцам приходилось перешивать железнодорожное полотно, что требовало времени и сил.
В день получалось перешивать примерно 20 километров полотна, а зная протяжённость нашей Родины, всё это затягивалось на долгие месяцы. Ширина колеи сыграла существенную роль и при обороне Москвы. Немецкая группа армий "Центр" нуждалась в ежедневной поставке 34 железнодорожных составов с различными боеприпасами, техникой, медикаментами. Железная дорога в лучшем случае позволяла поставить 18 эшелонов.
Таким образом, нехватка снабжения, техники и живой силы сковывало немецкую армию. Железные дороги, в частности ширина колеи, являлись одним из определяющих факторов провала немецкого плана наступления.
Прочитайте также другие статьи на моём канале: