Космический рекорд
— В своей третьей экспедиции мы с российским космонавтом Александром Мисуркиным установили новый рекорд пребывания в открытом космосе в российских скафандрах. За бортом станции мы были 8 часов 13 минут. На российском сегменте МКС, который занимает треть всей станции, есть оборудование для космической связи. Перед нами стояла задача выйти в открытый космос, сложить антенну и заменить электронные блоки, которые должны были обеспечить нам связь со спутниками. Пришлось очень много работать руками: открутить десятки болтов, которые там 20 лет стояли.
Когда основную работу мы выполнили и стали возвращать антенну в прежнее положение, она зацепилась за выступающие элементы внешней поверхности станции. Более того, в этом положении антенна закрыла собой стыковочный узел, к которому через две недели должен был пристыковаться грузовой корабль. Нужно было любыми силами эту антенну из зацепления убрать и перевести ее в рабочее положение. Но просто так ничего не получалось. Александр ее приподнимал, а я толкал. Больше часа на это ушло, но все получилось. Кислорода в скафандрах оставалось минут на 40 максимум.
1 килограмм или 1 литр
— В экспедицию нам разрешают взять личных вещей в объеме не более 1 литра и общим весом не более 1 килограмма. Этот груз еще за полгода до полета проходит серьезную проверку на запах, на вкус, на бактерии. Бывает, что через родственников можно передать посылку в космос, когда на МКС идет грузовой корабль, но это редко. В своем килограмме я обычно везу предметы, имеющие для меня символическое значение: сувениры, кулончики, часы, фотографии родных и близких. Брал на борт МКС флаг моего родного города Севастополя и флаг Севастопольского морского собрания, членом которого я являюсь. После возвращения на Землю эти флаги, как реликвии, побывавшие на орбите, заняли места в музеях города.
Японец, переполошивший весь мир
— С японским астронавтом Норисигэ Канаи в моем третьем полете произошел курьезный случай. Он полетел в космос первый раз. Прибыл на МКС, прожил на станции две недели и за это время «увеличился» в росте на 8 сантиметров. Он сразу написал об этом в своих социальных сетях. Вначале взбудоражились японцы, а потом и весь мир. Я вызвал его, объяснил, что никуда он не вырос, и что сейчас мы его перемеряем. Оказалось, что он написал полную глупость, тем более, не поставив в известность меня, как командира. Просто в невесомости было неудобно мерить рост. Он к какой-то панели прислонился, сделал черту карандашом, потом замерял линейкой. Но там не было твердой опоры. Японец просто ошибся.
У него была мечта выйти в открытый космос, но этим он себе только вредил. Во-первых, если он вырос, то надо заново делать подгонку скафандра под него. А это значит, что о выходе в открытый космос он мог сразу забыть. А во-вторых, он бы просто не влез в ложемент — прослойку в кресле космического корабля, которая отливается по телу астронавта. Он понял, что зря взбудоражил весь мир, и быстро написал опровержение.
Космический мусор
— На околоземной орбите много космического мусора. Это старые отработавшие спутники, ступени ракетоносителей, которые беспорядочно летают вокруг Земли и с каждым витком приближаются к ней. Это спутники из числа первых, которые были запущены еще на заре космонавтики. С каждым годом в космосе мы такие объекты встречаем все чаще и чаще. Они могут быть опасны, когда их орбиты пересекаются с орбитой станции. Тогда нам приходится уклонять станцию. Входя в атмосферу, эти старые спутники сгорают. Но более крупные объекты — падают.
Есть специальное место в Тихом океане (Кладбище космических кораблей. — Прим. редактора), куда направляются космические аппараты после выведения их из эксплуатации. В этом месте нет судоходства. Сейчас серьезно стоит задача: найти способ как-то эти объекты собирать, улавливать в космосе и утилизировать. Это проблема. Если такие спутники не будут до конца сгорать, то они начнут беспорядочно падать на землю, как метеориты.
Луна-2030
— В 2030 году Россия планирует высадиться на Луне. Конечно, я бы хотел полететь. Правда, наши коллеги из США готовят свою высадку на 2024 год. Их экипаж будет состоять из мужчины и женщины. Сейчас в Америке строят новые корабли Dragon и Starline корпорации Boeing. Для полета на Луну они строят «Орион». Пока эти корабли не летают, но скоро полетят.
У нас с американцами постоянно идет здравое космическое соревнование. Я думаю, что в конечном итоге обследовать Луну и Марс мы тоже будем вместе. Нам на Луне надо построить базу. Возможно, на орбите Луны будет собираться корабль, который полетит в сторону Марса. И на Луне будут отработаны системы посадки для приземлений на Марсе. Сейчас стоит задача научиться долго летать в космосе. А также — достичь той планеты, на который мы сможем нормально жить без скафандров и укрытий. Уже сотни таких экзопланет найдены.
Текст: Сергей Абрамов.
Фото: из личного архива Антона Шкаплерова
Полностью статью читайте в бесплатном приложении журнала «Гражданская авиация»