Со времен образования Советской и Российской армии, автопарк транспортных средств, пусть и не часто, но обновляется.
Вся автомобильная техника в войсках подразделяется на легковые, грузовые и специальные.
Автомобильный парк нашей армии насчитывает свыше 500 тыс. экземпляров как новейших, так и устаревших образцов.
В этой статье мне бы хотелось рассказать об основных образцах военной техники, которая стоит на вооружении в каждом роду войск.
1) УРАЛ-4320
Проектирование новой машины начали в 1953 году по заданию Главного автобронетанкового управления Советской армии. Прототипом данного грузовика стал НАМИ-020 .
На первый образец УРАЛ-375 был установлен дотаточно популярный и востребованный на тот период 7-цилиндровый двигатель от автомобиля ЗИЛ, мощностью 180 л.с. Чуть позже автомобиль УРАЛ-375 получит полный привод с колесной формулой 6х6 и межосевой дифференциал с возможностью подключения передней оси. В августе 1965 автомобиль УРАЛ-375 получил дизельный двигатель ЯМЗ-740 мощностью 180 л.с. На сегодняшний день данный автомобиль комплектуется различными моделями двигателей мощностью от 240 до 315 л.с. Примечательно, что экологический класс силового агрегата довольно высок – «Евро-4». Конечно, это не совсем современный стандарт для городского транспорта, но разработчики армейской боевой техники ставят перед собой несколько иные задачи, нежели первостепенная забота об экологическом состоянии окружающей среды.
Автомобили УРАЛ-4320 находятся в серийном производстве и по сей день и являются одной из основных единиц, находящихся на вооружении в войсках Российской Федерации.
Существенный минус данной модели - малый угол обзора водителя из кабины.
2) КАМАЗ-43114
Данный втомобиль был представлен в 1991 году. В основе машины лежит конструкция грузовика КамАЗ-43101, который использовался во время войны в Афганистане. Обновленная модификация отличается улучшенной производительностью и более широкими шинами.
Не смотря на то, что КамАЗ-43114 имеет несколько модификаций, они основаны на одной и той же платформе, и поэтому обладают схожими характеристиками. Конструкция модели по грузовым меркам имеет большой потенциал, ведь машину разрабатывали по советской схеме «на долгие годы». Владельцы и поклонники высоко оценивают ходовые и эксплуатационные качества КамАЗа-43114. Так, автомобиль имеет ряд особенностей, актуальных даже на сегодняшний день. Например, это соответствие военным и внедорожным нормам. Обратим внимание, что 43114 уже в базовой комплектации оснащается лебедкой, которая вкупе с полным приводом обеспечивает потрясающие возможности на бездорожье. Более того, в таких условиях грузовик способен перевезти практически любой груз, включая крупногабаритные предметы и сыпучие материалы. При этом КамАЗ-43114 выдерживают любые перепады температур, а его двигатель отлично заводится с пол оборота. Итак, из главных преимуществ грузовика можно выделить улучшенную прочность и надежность конструкции, практичный дизайн, соответствие военным нормам, большой интервал между гарантийным ТО.
КамАЗ-43114 оснащается дизельной установкой с индексом 740.30 Это силовая установка российского производства, рассчитанная на мощность 225 л.с.
3) ТИГР
Бронированные автомобили российской разработки производятся для группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах. Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты. "Тигр" — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. "Тигр" способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м. Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.
Данные автомобили комплектуются несколькими моделями двигателей: ЯМЗ-5347-10 мощностью 215 л.с. и Cummins В-215 мощностью также в 215 л.с.
Один из существенных недостатков данного автомобиля-невозможность плавать.
4) ГАЗ-3308
В 1980 году началась разработка армейского вездехода на замену ГАЗ-66, однако в связи с распадом СССР в массовое производство модель не пошла. ГАЗ-3308 "Садко" — это продукт компромиссный. Трансмиссия и база практически полностью перекочевали с "Шишиги", а кабина и оперение — от гражданского "Газона", то есть ГАЗ-3307. В целях экономии топлива бензиновый V8 сменили на белорусский тракторный дизель Д-245. В итоге получился продукт, который можно поставлять и в армию, и для использования в качестве грузовика повышенной проходимости, благо платформа стала значительно длиннее. Сейчас это основной транспорт для перевозки личного состава, хотя проблема с уязвимостью для мин осталась нерешенной. Автомобиль достаточно капризный (бензиновый образец) и в зимних условиях имеет ряд недостатков по системе запуска двигателя.
5) УАЗ-3163
"Патриот" постепенно сдвигает с вооружения автомобиль УАЗ-315195 "Хантер", стоящий на вооружении в войсках Российской Федерации. В первую очередь ПАТРИОТ использовали там, где требовалась не только высокая проходимость, но и высокая защищенность внутреннего пространства машины от воздействия внешних факторов.
Оснащается УАЗ Патриот двигателем ЗМЗ-409 от Заволжского завода мощностью 135 л.с. Главное и единственное отличие УАЗов Патриотов для армии — это их грузоподъемность, которая на 200 кг выше, чем у гражданских версий.
6) БТР-80
Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990х годов является основным бронетранспортёром всех родов войск и ряда других бывших советских республик. Использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт.
Основным вооружением БТР-80 (в стандартном исполнении) является спаренная установка 14,5 мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.
На БТР-80 используется двигатель КамАЗ-7403 с турбокомпрессором, установленном в развале двигателя мощностью 265 л.с.
Имеет независимую торсионную подвеску (по 2 торсиона на каждое колесо), что позволяет ему беспрепятсвенно преодолевать любые преграды. Под радиатором установлены два водометных движителя. Водозаборные отверстия в днище за задними колесами и закрыты защитными решетками. Появление второго водомета, в отличие от БТР-70, можно объяснить желанием улучшить маневренность бронетранспортёра при плавании в воде .
В целом, автомобильный парк войск Российской Федерации достаточно обширен. В данной статье мне хотелось показать основные виды вооружения и военной техники, которые есть в каждом роде войск.