Найти тему
art_tennis_coach

Ребенок нервничает на турнире? Что делать.

За 20 лет моей работы выросло несколько детей, которые занимались у меня с первых шагов в теннисе, с самого детства, с 6 лет. Сейчас им уже в районе 20, достаточно взрослые люди, но все-таки еще дети, так как прекрасно помнят себя на корте в совсем юном возрасте. Поэтому у них можно расспросить о тех ощущениях, которые они испытывали будучи маленькими и услышать адекватный ответ уже осознанного человека. Это достаточно уникальная ситуация, так как ученики часто переходят от тренера к тренеру не задерживаются надолго, но вот у меня есть такие дети, которые полностью тренировались у меня. Для тренера конечно это очень интересно, полезно и крайне важно для понимания детской психологии не из книжек, а реально, как говорится из первоисточника.

⠀ Вот то, что они мне рассказывают, думаю многих удивит. После онлайн разговоров с детьми из абсолютно разных городов можно сказать, что картина достаточно глобальна, это не только «мои» дети такие были и поэтому ее можно озвучить.

⠀ Так вот что бы я хотел отметить.

На корте дети могут находиться в неком специфическом «спящем» состоянии, не в том смысле, что им хочется спать, а в том смысле, что они находятся в своем мире параллельно с реальностью, то есть они слушают указания, стараются их выполнить, но делают это автоматически, без включения аналитического ума, не концентрируются полностью как взрослый. Казалось бы ну и классно, чего тебе не нравится, ты же сам говоришь, удар - это сплошное творчество, выключай ум и удар будет идеален. Но к сожалению не так все просто. Хороший удар - это итог длительной работы и аналитического ума и творчества. Надо прийти к тому, что удар выполняется творческим полушарием, но на пути к этому в какие-то моменты надо думать и анализировать, а в какие-то моменты только чувствовать. То есть нам необходима полная осознанность, оба полушария мозга должны работать. И мы должны управлять этим процессом, не пускать все на самотек. Вот этот детский анабиоз не самый эффективный путь прогресса. Дети напоминают дрессированных собачек. Они просто заучивают машинально упражнения и ждут сахарка. Причем интересный момент, что когда им говорят, что ты делаешь вот это неправильно, а надо вот так, они воспринимают это не как совет по улучшению техники, а как будто их просто ругают, даже если тренер и родитель абсолютно дружелюбно настроен, а если еще и не дружелюбно, то сами понимаете. И это перерастает в проблему, ребенок начинает бояться не угодить взрослым даже тогда, когда эти самые взрослые и не подумывали ругаться, а если еще и по-настоящему ругают, то это вообще ступор полный возникает. В общем, получается сплошная каша, с одной стороны ребенок в анабиозе своем детском, при этом он боится не угодить, желание выиграть еще никуда не девается, из-за этого всего уже возникает ступор, а когда у взрослых глядя на это все не выдерживают нервы и они вздумают ругнуться, то все, полный аут, истерика. Срыв может быть и без участия взрослых в данный момент, просто уже сама устойчивая картина такого мышления ребенка и вызывает эту ситуацию. Когда я спрашиваю таких детей, а что тебе не нравится в твоей игре, вы думаете что они отвечают? Думаете, что они говорят: «мне не нравится, что я нервничаю»? Ничего подобного! Это крайне редко и то такое впечатление, что в этот момент они просто воспроизводят слова взрослых, которые им постоянно говорят не нервничай и что это их главная проблема. Дети говорят, что у меня замах не такой, ноги не такие, ошибаюсь часто, бью либо сильно, либо слабо. То есть искренне они не понимают, что нервничают, думают, что просто у них техника какая-то не такая, что они слабые и тд. Но понятия психологии игры нет, при том, что им каждую секунду об этом говорят.

⠀ Конечно не все такие, естественно есть и осознанные, но эти дети уже не совсем дети. Смотрятся они уже взрослыми, взгляд у них уже другой, осознанный. Вот они и выигрывают на крупных детских турнирах, выглядят они старше своих ровесников. Да, профессиональный спорт детей быстрее переводит в категорию взрослый. Такова суровая правда жизни)). Не только спорт, серьезные, углубленные тренировки требующие включения осознанности неминуемо делают взрослее.

⠀ Так что же делать? Как заставить ребенка проснуться быстрее? Если вам конечно это нужно)), то развивать осознанность. Но слова «думай на корте», как многие уже убедились не помогают, потому что для ребенка это обычные слова, как и все остальные. Я считаю надо искать не «правильные» слова, а нужно какое-то действие, которое неминуемо заставит ребенка включиться. Например, хорошей находкой является ведение спортивного дневника. Но тут важно понимать как вести его, чтобы это не превратилось так же в автоматическую работу разрисовывания бумаги чернилами. Образно говоря, нужно припереть к стенке ребенка, чтобы ему деваться было некуда в хорошем смысле слова. То есть надо вынудить его анализировать свои эмоциональные состояния, сравнивать их и записывать на бумагу, естественно, взрослый должен грамотно помогать в этом, но не диктовать что писать, а именно помогать ребенку САМОМУ разбираться и с техникой и с менталитетом. Излагать на бумагу очень полезно для структурирования мыслей и полного осознания того, о чем ты думаешь. Не зря же нам советуют свои желания записывать на бумагу, так они лучше исполняются)). Помимо дневника конечно можно найти много других методов включения ребенка.

⠀ А вообще глобально если посмотреть, надо не учить играть ребенка, а помогать ему учиться играть. Понимаете в чем разница? Чтобы он не слепо делал что ему говорят, так осознанность вообще может не наступить и к старости (и такие есть индивидуумы). А давать инструменты, благодаря которым игрок сам мог себя учить, полностью включаясь в процесс, а тренер лишь помощник, совет со стороны всегда дело полезное и необходимое. Должен быть такой мини тренерский совет, обсуждение.

⠀ На этом все, спасибо за внимание!