О действительном предназначении Советских Авианосцев, как бы нет никаких противоречий. Но! Только среди публики, далёкой от реальных целей и задач Советского ВМФ. Как, собственно и о всём Министерстве Обороны СССР.
По большей части, люди думают, что главным предназначением авианосцев является содержание, обеспечение старта и посадки боевых самолётов, несущих разнообразное наступательное вооружение.
Однако, это правило НЕ работает в отношении Советских АВ.
Необходимо чёткое понимание, для чего создавались, как сами АВ, так и базирующиеся на них самолёты в СССР...
Итак:
Авианосцы типа "Москва" и "Ленинград", проекта 1123 "Кондор"
Вообще-то - это были крейсера с расширенными противолодочными возможностями.
И именно ЭТОТ функционал вкладывался во все остальные, последующие разработки Невского КБ - родоначальника Советского авианесущего Флота.
Проблема даже, состояла не в долгосрочном договоре с Турцией о типах кораблей, которые могут проходить через Босфор и Дарданеллы.
Сама концепция была другой!
Оборонительная концепция Министерства Обороны СССР.
А ИМЕННО - КОНЦЕПЦИЯ ОБОРОНЫ, А НЕ НАПАДЕНИЯ.
Исходя из неё и проектировали корабли, главной "проблемой" которых была ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ оборона, т.е. борьба с ПЛ вероятного противника, способных запустить Баллистические Ракеты с ЯБЧ из морской акватории. Исходя из этой концепции формировалось авиа-звено кораблей - главная ударная сила - противолодочные вертолёты, задачей которых было обнаружение и противодействие ПЛ вероятного противника. На борту "Кондоров", этим делом занимались Ка-25.
Все последующие проекты Советских АВ преследовали, ровно туже Цель, а их классификация, скорее была ближе к БПК (большим противолодочным кораблям).
ТАКР проекта 1143 "Кречет"
Разница в замыслах заключалась в том, что количество ПЛ, несущих БР с ЯБЧ у вероятного противника всё время росло, а вместе с этим и зона их боевого патрулирования, что требовало большего радиуса действия противолодочных вертушек, а, соответственно и необходимости обеспечения их ПВО на загоризонтных дальностях работы. В связи с этим и появились проект 1143 и "вертика" Як-36, которая претерпела глубочайшие изменения в конструкции и в серию пошла, как Як-36М или Як-38. Этим самолётам вменялась защита противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ с воздуха и атаки на корабли сопровождения АУГ, в состав которых входили ПЛ с БР.
В итоге,... получили то, что получили.
Самыми доработанными и самодостаточными единицами в этой концепции оказались вертолёты Ка-27 и (ВНЕЗАПНО) новёханькие в то время ДЭПЛ проекта 877 "Палтус"(будущий проект 636 "Варшавянка"), которые должны были сопровождать наши противолодочные корабельные группировки.
Да. Так получилось, что ДЭПЛ пр. 877, по своей эффективности превосходила целую флотилию, в состав которой входил ТАКР.
Но, что было - то было.
Тем временем, потенциальный противник обзавёлся целой серией АПЛ, от "Стратегов", несущих МБР с ЯБЧ, до ПЛ-Охотников, так же, угрожающих нашей территории и Флоту, наличием на их борту торпед и КР с ЯБЧ.
Надо было отвечать.
Был разработан улучшенный проект 1143 за литерой 1143.5
На этом корабле, вопреки всеобщему мнению несведущей публики, "главным калибром" оставались противолодочные вертолёты Ка-27.
Они, а не самолёты!
Роль реактивной авиации, как и на "Кречетах", сводилась к обеспечению противовоздушной обороны вертушек, ведущих охоту за ПЛ противника.
Только, теперь, благодаря обновлённому БРЭО вертушек и возможностям истребителей, зона боевого патрулирования Ка-27 сильно расширялась. А истребители, со временем, должны были получить противокорабельные средства поражения. Так появились братья-близнецы "Кузнецов" и "Варяг".
Следующим этапом должно было стать ещё большее наращивание возможностей истребительного авиакрыла, входящего в состав ТАКР.
Началось строительство корабля проекта 1143.6 "Ульяновск", который, помимо истребителей, мог обеспечить работу с борта самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания Як-44.
ДРЛОиУ на борту ТАКР выглядел естественно и логично. Его проект был практически готов, а макет даже катали по палубе "Кузнецова", дабы разработать логистику его размещения на палубе, погрузку и выгрузку из ангарной палубы, а так же отработать нюансы пред- и послеполётного обслуживания на верхней палубе.
Как бы то не было, а даже самый продвинутый на то время Советский АВ, был не чем иным, как БПК - Большим Противолодочным Кораблём, в распоряжении которого должны были находится самые современные средства борьбы с АПЛ противника, включая вертолёты и ракето-торпеды, стартующие из под палубных стартовых позиций, что, одновременно, решало вопрос о прохождении корабля через проливы Турции; Формально - этот корабль оставался авианесущим крейсером.
Мы не собирались никому угрожать.
Поэтому и корабли у нас были такими. Потому и возникали задержки в принятии самой концепции. Не Флотом, а Партийной элитой, которая боялась за имидж СССР, как миролюбивой Державы, а в итоге - ослабляли наши возможности, как в обороне, так и в области перспективных исследований.
Кто в курсе - знают, каких нервных, психических, моральных и физических усилий стоила посадка ПЕРВОГО истребителя на борт "Кузнецова".
Хорошо, что всё получилось...
Но...
Боюсь,.. та самая посадка, в исполнении ведущего лётчика-испытателя ОКБ "им. П.О. Сухого" Виктора Пугачёва (автора фигуры сверх-высшего пилотажа - "Кобры") дала ложные надежды будущим поколениям.
Су-27К, конструкционно, сильно отличавшийся от родоначальника - Су-27, превратившись в Су-33, так и не смог стать полноценной боевой единицей на борту ТАКР.
Беда в том, что даже на самой длинной разгонной дорожке, этому истребителю приходиться сильно урезать, либо вооружение, либо запас топлива. Что делает его неполноценным на борту корабля.
Именно поэтому, его сейчас заменят МиГ-29К/УБ, которые могут взлетать с палубы без катапульты с полным комплектом вооружения и залитыми под завязку топливными баками. Новыми самолётами, с широкими возможностями...
Однако... Время не стоит на месте!
Концепции устаревают раньше, чем их успевают воплотить в железе.
С некоторых пор, авианосец - это лишь цель для КР, способных превратить его в огромную прогулочную яхту, наполненную кишками и кровью экипажа, а за одно - светящуюся во всех возможных диапазонах длин волн. Кем угодно, кстати... Не только силами ВМФ РФ.
Поэтому, такие крупные корабли, либо вовсе не имеют концептуального оправдания своему существованию, либо должны быть отнесены к какому-то другому классу, снижающему риски его потопления в локальных конфликтах.
Другого - тупо, не дано.