Роман Толстого «Война и мир» экранизировали как минимум 10 раз. Первые фильмы по роману стали снимать еще в эпоху немого кино.
Первой полнометражной картиной стала американская версия 1956 года с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Создатели фильма делали большие ставки на фильм, в частности из-за Хепберн. Актриса уже снялась в «Римских каникулах» и «Сабрине» и стала настоящей звездой. Поэтому в успехе картины никто не сомневался.
Режиссер Кинг Видор признавался, что Одри Хепберн — его любимая актриса, а лучшую кандидатуру на роль Наташи Ростовой найти невозможно.
Спустя несколько лет в СССР начинают снимать свою версию «Войны и мир». На роль Наташи пробовалось несколько известных актрис. Но выбор режиссера был неожиданным. Роль Наташи Ростовой досталась 19-летней выпускнице хореографического училища Людмиле Савельевой.
Хотя сегодня этот выбор совсем не кажется неожиданным — слишком уж Савельева похожа на Хепберн. И даже по первой профессии они коллеги — обе пришли в кино из балета.
Впрочем, сходство главных героинь — это отнюдь не единственное сходство между двумя этими фильмами. Но об этом в другой раз.
У авторов современных экранизаций совсем другие представления о любимой героине Толстого . В 2007-м году Наташу сыграла француженка Клеманс Поззи. А в 2012-м — британская актриса Лили Джеймс.
Конечно, как это часто бывает, ни одна из актрис не похожа на реальную героиню романа.
Прототипом Наташи Ростовой были сразу две женщины. Одна из них — жена Толстого, Софья Андреевна Берс. А вторая — младшая сестра Софьи Татьяна Андреевна Берс. (В замужестве Кузминская.)
Причем известно, что внешность Наташи Ростовой писатель скопировал именно со свояченицы Татьяны Андреевны. Толстой был в теплых дружеских отношениях с Татьяной и не скрывал, что постоянно её «записывал». Татьяна, в свою очередь помогала Толстому переписывать рукописи.
В романе он описывает Наташу так:
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...
А вот характер Наташи больше соответствовал Софье Андреевне, супруге писателя. Считается, что Толстой негативно относился к женской эмансипации. Идеалом женщины для него была наивная и непосредственная девушка, которая впоследствии смогла стать любящей матерью и преданной женой.
Читайте также: