Найти тему
Изнанка

"Берут бабки и ничего не делают": врач про реабилитационные центры и популярные мифы о зависимостях

Есть психиатры - лечат наркологических больных, или наркологи, лечащие зависимых с психиатрическим диагнозом. Я - аддиктолог, посередине между этими профессиями. Лечим «двойные диагнозы» – зависимость плюс психическое заболевание. Например, алкоголизм плюс депрессивное расстройство.

Нас крайне немного и берем мы обычно тяжёлых больных, от которых отказались и «чистые» психиатры, и «чистые» наркологи.

Работаю в одном из федеральных институтов. Пришел от психиатрии, так как встречал много больных с двойными диагнозами, которыми никто не хотел заниматься. Занимаюсь этим уже около 10-ти лет.

Работаю со всеми видами зависимостей: алкогольная, наркотическая, от азартных игр. Не работаю только с никотиновой, так как сам от нее зависим. Самому себе не помочь без помощи извне. Другим помочь легче.

Нет зависимостей, сложнее других. Избавление от любой - это всегда сложный, тяжёлый, дорогой и долгий путь выздоровления. И все зависит от изначальной личности. А какая зависимость, это уже дело десятое.

Сначала мы выводим человека из употребления, обследуем его, в том числе и психологически. Затем лечим психическую патологию, затем отдаём на реабилитацию. Мы работаем бригадой. В бригаде я – аддиктолог с уклоном в наркологию, есть аддиктолог с уклоном в психиатрию, три психотерапевта, один из них бывший зависимый. Активно сотрудничаем с группами «анонимных наркоманов» и «анонимных алкоголиков».

-2

Специфика работы в априори нестабильном состоянии пациента, т.е. в психиатрии, при разумной помощи родственников и подобранной схеме лечения, все относительно стабильно, при двойных диагнозах все всегда может выйти из-под контроля.

Сначала детокс, затем назначение антидепрессантов, нейролептиков, и т.д., затем интенсивные занятия с психотерапевтом (3-4 раза в неделю). А после стабилизации (это обычно после года наблюдения) уже и количество таблеток сокращается и реже с психотерапевтом надо встречаться.

Моя задача как нарколога-аддиктолога — подобрать и корректировать этот курс, а потоим следить за изменениями состояния.

Выведение человека из зависимости это всегда сотрудничество, начинать с борьбы бесполезно.

Моим пациентом может стать кто угодно, но обычно это люди которые упорно не хотят взрослеть, ищут себя в каком-то фантастической, иллюзорном мире, где нет ответственности и решений. Чаще всего у таких людей есть просто желание «что-то изменить», и вот тут-то и начинается работа. Вцепляемся в человека, как клещи, и выводим в чистоту.

Самому из зависимости не выбраться. Часто вижу такое: приходит человек и говорит «я сам завязал с наркотиками». Начинаешь расспрашивать, а он каждый день пьет... И начинаются длительные объяснения, что это тоже зависимость, и по сути ничего не меняется.

Можно выйти из зависимости с помощью групп анонимных алкоголиков/наркоманов. Но это не самостоятельное выздоровление, а с помощью сообщества.

Многочисленные реабилитационные центры типа «город без наркотиков»подразделяются на три типа:
1. «Берем бабки и фактически ничего не делаем».
2. Передержка зависимых для отчаявшихся родных.
3. Центры, которые реально реабилитируют.
Какие центры преобладают? Конечно же первые.

Лично у меня есть аффективная патология, т.е. патология настроения. Она чаще всего приводит к зависимости. Банальный пример, когда русский человек в депрессии, вместо того, чтобы идти к специалисту, заливает плохое настроение водкой.

-3

Вообще все зависит от личностных черт. Чем больше человек инфантилен, чем больше склонен перекладывать свои проблемы на других, тем больше шансов, что он (она) в кризисной ситуации не пойдет решать возникшие трудности, а начнёт употреблять, чтобы от них «отключиться».

Повышение цен на алкоголь и табак не способно сократить количество зависимых. Зависимый найдёт любой путь, чтобы употребить. О чем можно говорить, если доза соли в интернете стоит 3000р, а это очень легко делится на троих.

Какие бы вы меры я принял в масштабе всей страны для сокращения количества зависимых? Как ни странно, легалайз каннабиноидов.

В антинаркотической политике страны много проблем, в основном, это бюрократия и коррупция. Но это и хроническое отставание от рынка сбыта и, на мой взгляд, гиперконтроль за препаратами, которыми никто фактически не злоупотребляет, и наоборот — практически полное безразличие к употреблению народом корвалола и настойки боярышника.

Есть популярный миф о том, что зависимость может помогать человеку в творчестве. Зависимость ничему не помогает, это всегда путь к саморазрушению.

Часто сталкиваюсь с созависимостью родственников. Очень сложно объяснить родным, что они в устойчивой системе с зависимым и подсознательно помогают ему (ей) употреблять.

Опасно это продолжением зависимости у самого больного. Есть специальные группы для созависимых, где практически с «мясом» отдирают родных от зависимых. Запомнился случай, когда лечил настоящего драгдиллера с тремя судимостями, а его мама всех вокруг уверяла, что ее «сынок просто попал в дурную компанию, и его заставляют принимать наркотики». Вот яркий пример созависимости.

Кроме алкогольной, наркотической и игровой, мне доводилось работать с зависимотью от еды. Жуткая вещь, крайне сложно наладить пищевое поведение человека. Тут не получится полностью изолироваться от реагента, вызывающего зависимость. Т.е. склонный к перееданию похож на героинового наркомана, перед которым положили шприц с дозой и сказали: «Ты вколи, но только чуть-чуть».

Есть еще один миф о том, что с женскими зависимостями сложнее бороться. Нет гендерной зависимости от типа зависимости. Болезнь гендерной природы не имеет.

Особенности женских зависимостей… Ну, может быть, только в небольшом преобладании наркотической зависимости над алкогольной. Но это только в Москве. В России такого не наблюдается. Ну и зависимость от пищи, тут статистически чаще у женщин.

Часто попадаются люди, которых не получается вывести из зависимости. Считается, что 30 % ушедших в ремиссию после первой госпитализации – это отличный уровень эффективности. Так что реклама одной клиники, что у них девять из десяти выздоравливает, – чистая реклама, не ведитесь.

Я думаю в будущем количество зависимых будет оставаться на прежнем уровне. Люди всегда хотели, хотят и будут хотеть убежать от реальности. Это неизменно, просто виды психоактивов будут меняться.

Главный совет всем кто хочет избавится от зависимости - нужно начать с принятия зависимости. Т.е. что ты зависим и это не распущенность, а именно болезнь. А дальше нужно не бояться и не стесняться, а обратиться за помощью.

Будьте независимыми, осознанными и ответственными. И не встречаться с людьми моей профессии.

Заинтересовала тема и хочешь узнать больше? Читайте также наше интервью с наркоманкой и врачом-инфекционистом.

-4

Подписаться на Изнанку