Найти тему
FACTUM-INFO

Дети и деньги | Как научить ребёнка управлять деньгами

Оглавление

Почему большинство мам не любят ходить со своими детьми по магазинам? Как справиться с истерикой ребёнка, который требует ему что-то купить? Нужно ли давать карманные деньги: сколько и когда? И, в конце концов, как научить ребёнка управлять деньгами? Тема «Дети и деньги» также важна в воспитании малышей, как и, например, формирование самооценки у детей. Именно те азы финансового воспитания, которое родители дадут своему чаду в детстве, во многом определят его материальное благополучие или наоборот не успешность во взрослой, самостоятельной жизни.

Как не следует поступать

Представьте себе ситуацию. Вы с ребёнком приходите в магазин. От разнообразия ярких упаковок у него разбегаются глаза, ему хочется себе всё. Конечно, малыш начинает канючить и требовать что-нибудь ему купить. Вы пытаетесь его отговорить, а он начинает реветь во весь голос. Вы судорожно вспоминаете советы о том, как справляться с детскими истериками, объяснять ему что-то, но малыш уже обращает на себя внимание всех вокруг. И вы сдаётесь и покупаете ему желаемое. Это один из самых неконструктивных стилей поведения – когда ребёнку покупают всё, что он хочет, требует, канючит. В общем, ни в чём отпрыску не отказывают. Родители думают, что делают ребёнку благо, но на самом деле доставляют ему массу проблем, потому что в будущем он не будет понимать, почему всё нельзя купить. Он будет ждать сначала от родителей (и его запросы будут увеличиваться), а потом и от общества вещей, покупок, подарков, благодарностей при отсутствии каких-либо вложений со своей стороны.

Другой вариант развития описанной выше ситуации – это когда вы, наоборот, ничего не разрешаете, ничего не покупаете и ничего при этом не объясняете ребёнку. Такой сценарий также опасен, поскольку со временем у малыша формируется масса комплексов. Он начинает думать, что же не так сделал, чем провинился, что он, наверное, плохой, раз ему всё запрещено. Именно тогда у будущего взрослого начинает формироваться определенный негативный сценарий жизни.

Но есть и третий способ развития конфликта под названием «Дети и деньги»: вы то покупаете, то не покупаете требуемую «хотелку», ничего не объясняя. В этом случае ребёнок не понимает в каких обстоятельствах можно просить, а когда нельзя. При этом вы сами тоже ничего не понимаете. В результате вы издёрганны, недовольны, кричите, малыш в шоке, его просто начинают разрывать противоречия – он ноет, просит, когда-то доказывает необходимость покупки, когда-то не может этого сделать. Такой стиль воспитания взаимоотношений ребёнка с деньгами тоже не эффективный.

Как научить ребёнка управлять деньгами

«Дети и деньги» – тема вовсе не сложная, если придерживаться определённой системы в этом вопросе. И система эта практически ничем не отличается от принципов управления личными финансами у тех же взрослых.

--> Первое правило – вы должны понимать размер покупок, качество и сумму, которую готовы потратить на ребёнка в течение, например, месяца. В домашнем бюджете стоит завести отдельную категорию «дети» и записывать туда все соответствующие расходы: садик, одежда, специфические детские продукты, секции и так далее. То есть вы должны чётко понимать сколько стоит обслуживание всех потребностей малыша. И здесь у вас будут постоянные расходы, от которых вы не можете отказаться, например, садик. И непостоянные – игрушки, «хотелки». В этом-то пункте вам и нужно чётко определить бюджет – сумму, которую вы можете выделять на пожелания чада. При этом ребёнок должен чётко представлять в каких «масштабах» он может чего-то «хотеть».

--> Второе правило – идите в магазин только с чётким списком покупок. Имейте в виду, что он должен быть не только для вас, но и для ребёнка. Обсудите с малышом то, что он хочет, до того, как войдёте в магазин, а лучше ещё дома. Если ребёнок говорит «ну хоть что-нибудь», убедите его всё-таки определиться с покупкой, поскольку для «правильных» трат должна быть чёткая цель посещения супермаркета. Цели нет? Тогда будьте готовы к истерике.

--> Третье правило – в покупках нужно стараться учитывать желание ребёнка, поскольку это тоже проявление любви и заботы. Но ориентируйтесь на минимум того, что вы можете себе позволить купить для малыша. И помните – поощрение ребёнка покупкой, связанной с его успехами или с семейными праздниками, традициями, – не запрещается ни одним психологом.

--> Четвёртое правило – когда вы вместе со своим чадом решили, что именно купите для него, стойте на своём до конца, даже если малыш вцепился во что-то другое. Если у него начинается истерика, то постарайтесь просто не обращать внимание. Можно позволить ему походить с желаемой вещью по магазину. Но обязательно объясните, что этот товар вы вместе не планировали купить, поэтому перед кассой его нужно вернуть на место. Очень многое зависит от вашей железобетонной уверенности в себе и в том, что вы в этот момент делаете всё правильно. «Мы так с тобой решили» – вот основная причина отказа ребёнку. Сумма в вашем кармане ни на что не должна влиять, даже если у вас есть деньги на незапланированную покупку.

Вот так стоит один раз усвоить эту систему, эти правила, и в будущем проблем с ребёнком в магазине больше не возникнет, и малыш научится контролировать свои желания.

-2

Карманные деньги

Сейчас большинство людей от 30-ти лет и старше не припомнят, чтобы им давали деньги на карманные расходы в детстве. Эта практика пришла к нам сравнительно недавно с запада. Мы учились обращаться с деньгами на своей собственной зарплате, что, согласитесь, достаточно больно бьёт по кошельку. А вот своего ребёнка можно начать учить финансовой грамоте уже чуть ли ни с пятилетнего возраста. Как? С помощью практики – выдавая ему карманные деньги. Однако, чтобы наличность не была вашему ребёнку во вред, и тут есть свои нюансы.

Прежде всего вы должны понимать, что основная функция карманных денег – это не контроль и не указание того, что ребёнок должен с ними делать, а возможность научиться. Пусть ваш отпрыск на своём опыте поймёт, что такое когда денег не хватает, сам решит нужно ли ему откладывать и сколько ему потратить в зависимости от своих «хотелок» или потребностей.

Во сколько лет начать выдавать карманные – дело индивидуальное. Это зависит от готовности самого ребёнка (от его развития), от индивидуальных особенностей семьи и условий проживания. В среднем в 6–7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные.

Сколько стоить давать, чтобы не навредить? Очень хорошо, когда карманные деньги равняются какому-то минимальному количеству, на которое ребёнок может купить то, что он хочет. Сумма должна перекрывать, например, проезд и обед в школе, и «сверху» – оставаться ещё какой-то минимум. Это вызовет у ребёнка желание либо накапливать, либо думать, как заработать больше, чем даёт мама с папой, чтобы позволить себе купить нечто подороже. Поэтому в каждой семье сумма выдаваемой наличности разная.

Главная идея карманных денег в том, что вы уменьшаете затраты на детские желания из своего кошелька. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что с этого момента он может покупать то, что он хочет, а вы будете покупать только необходимые ему вещи и подарки по праздникам. Теперь он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои «хотелки» и приобретать их самостоятельно, а родитель при этом прекращает на них тратиться.

-3

Как часто давать карманные?

Желательно два раза в месяц, так же как взрослые получают зарплату. Если у ребёнка закончились деньги раньше, то давать ему раньше не нужно, чтобы он понимал, что есть определенная сумма, которую он должен распределить на определенное с ним время. Сразу, конечно, всё не получиться, нужно будет время, чтобы малыш пережил и принял новую «игру».

Как показывает практика, ребёнок, получивший свои первые карманные деньги, тратит всё до последней копейки в первый же день. А потом две недели он ничего из своей прихоти не может себе купить и ему, соответственно, ничего из этого не приобретают родители. Жестоко? Это бесценный опыт, наука, которую пусть он лучше переживёт в 7–9 лет, чем во взрослой уже жизни.

Помните, карманными деньгами вы ни в коем случае не должны управлять поведением ребёнка. Они – именно средство научить обращению с финансами. За хорошую или неважную учёбу, за помощь или плохое поведение вы никак не должны поощрять или наказывать деньгами – давать больше или тем более лишать наличности совсем. Если вы хотите научить ребёнка достойно себя вести, то карманные здесь совершенно не причём. Раз в год вы можете повышать сумму, но это по желанию. Никогда не поощряйте ребёнка деньгами за то, что он должен делать по возрасту или за свои обязанности.

-4

Рассмотрим как описанное выше работает в жизни. Например, вы пошли в магазин, и ребёнок захотел мороженое. Вы говорите – у тебя есть деньги, иди покупай. Ребёнок говорит – я потратил. Значит всё, без мороженого. Или предложите ему купить лакомство сейчас, но потом выдать меньше средств. То же самое и с игрушками. Это не значит, что вы перестанете покупать ребёнку игрушки. Конечно, вы будете делать ему подарки, но какие-то мелочи пусть он покупает себе сам. Отпрыск стал постарше – пусть приобретает на свои деньги одежду, которая ему нравится. Хочет сверхмодную майку, порванную во всех местах – пожалуйста. Но только за «свои», а не за ваши средства. Если вы делаете какую-то работу, за которую вам платят деньги, то привлекайте ребёнка в качестве своего подмастерья и давайте ему соразмерный его труду процент. Но, помните, если вы даёте чаду наличность, то с каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на него из своего кошелька.

Источник: "Как научить ребёнка управлять деньгами"

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:

Как научить ребёнка легко делать уроки

Как занятия боевыми искусствами влияют на характер и мышление человека

Кибербуллинг: что это такое и как от него защититься