Начало космической эры в октябре 1957 года всколыхнуло всеобщий интерес к теме освоения внеземного пространства, в том числе в кинематографической среде. К сожалению, желания редко шли рука об руку с возможностями и талантом. В случае с фильмом "Я был спутником Солнца" ощущается отсутствие и того, и другого, и третьего. Складывается впечатление, что сняли его по разнарядке - надо, значит надо. Режиссёром был утверждён Виктор Моргенштерн, который не имел ни малейшего опыта в производстве игрового кино (этот невразумительный почин так и остался единственным в его долгой карьере). До и после он работал исключительно в документальном жанре. Но если его коллега Павел Клушанцев стал общепризнанным маэстро космического научпопа, то Виктор Викторович брался за всё подряд - снимал про стройки коммунизма, города и природу, художников и спорт.
Правда, в том же 1959 году году им был сделан ещё и фильм "Перед прыжком в космос" (о подготовке полёта человека за пределы Земли и в его фантастическом финале был даже использован ряд общих спецэффектов). Он безусловно представляет исторический интерес, но не более. О режиссёрском вкладе могу лишь сказать, что автор явно поднаторел на пафосных мелодекламациях, типичных для документального кинематографа 1940-50х годов, что во всей красе представлено и в предмете обсуждения.
С дуэтом сценаристов (В. Капитановский и В. Шрейберг), также принявшим участие в "Прыжке" и "Спутнике", дела обстоят не лучше - ни один из них интересом к научной фантастике похвастаться не может. А если тебя озадачили сочинить что-то на скорую руку в малоизвестном жанре, где искать вдохновение и творческие ориентиры - конечно же в журнальных публикациях. А какое направление в советской НФ было единственно верным на протяжении четверти века, вплоть до 1957 года? Правильно, "ближний прицел" - только насущные проблемы, в число которых контакты в внеземным разумом, естественно, не входили (это уже в 1960-е все массово переметнулись). Поэтому авторы сценария не могли пройти мимо актуальной темы чудо-материалов, не пропускающих космическое излучение. Впрочем, это меньшее из бед.
Даже это можно было обыграть увлекательней. Но увы, битый час актёры только и делают, что обсуждают научные проблемы, смотрят старые видеозаписи и в точку перед собой. А некоторые моменты просто дурацкие: так, космонавт при выходе на орбиту приветствует по радио каждого иностранного респондента на их языке. Показывает, что он полиглот? Да и сам факт отправки пилота в сторону Солнца для управления космическими зондами выглядит дико. Всё ради героической гибели?
И как же невыносим парень, исполняющий роль главного героя в подростковом возрасте (Толя Шамшурин): эмоциональный паралич на всё лицо! Взрослые актёры не многим лучше (среди них Георгий Вицын в роли молодого учёного), но им просто играть нечего - всё умещается в двух красках: задумчиво-отрешённой да пафосно-величавой. Единственное, что достойно внимания и уважения - эпические мультвставки (режиссёр Юрий Меркулов, художник Лидия Модель) и милые, наивные спецэффекты (М. Галкин, В. Альтшуллер), но их в общей сложности наберется от силы минут на 5-10. Также стоит отметить электронно-космическую (иногда) музыку Андрея Севастьянова. А без всего этого фильм был бы достоин лишь "единицы".
(2/5)
(с) Albert Magnus для kin0guru
НАШИ РЕЦЕНЗИИ НА СОВЕТСКУЮ КИНОФАНТАСТИКУ:
- Совместная рецензия на фильм "Завещание профессора Доуэля" (1984)
- Совместная рецензия на фильм "Конец Вечности" (1987)
- Совместная рецензия на фильм "Лунная радуга" (1983)
- Совместная рецензия на фильм "Остров ржавого генерала" (1988)
- "Крик дельфина" (1986)