О новой книге издательства Машина времени и её авторе рассказывают Марк Алмонд, Артемий Троицкий, Борис Гребенщиков и другие.
На моей памяти это, очевидно, первое столь глубокое и оригинальное исследование феномена High End Audio.
Максим Семейкин,
главный редактор журналов «АудиоМагазин» и «What HI-FI?»
«Мы — то, что мы слушаем». В отличие от подобного тезиса в диетологии, этот трюизм о духовной пище, распространяемый на любые «расширения человека» (как называл наши чувства и продолжающие их медиа Маршалл Маклюэн) не особо в чести у широкой публики. Тем интереснее то, насколько редко мы склонны переносить внимание от музыки, которую слушаем и которую готовы для себя открывать, на тот медиум, посредством которого мы это делаем. От музыки мы редко движемся к звуку, а от характера этого звука — к его естественному или техническому источнику, со всем спектром предоставляемых ими уникальных возможностей.
Именно этому медиуму, в особенности его высшему сегменту, получившему начиная с 70-х годов XX века наименование High End Audio, и посвящена «СтереоПравда» Миши Кучеренко, представляя подробное рассмотрение основ и самой сути феномена высококачественного аудио в историческом, техническом, философском, эстетическом и идеологическом контекстах.
Книга проливает свет на множество проблем и вопросов. Начиная с фундаментальных — раскрывающих принципы, лежащие в основе исторической «борьбы за звук» на протяжении всех эпох развития аудио или забытых основополагающих аксиом слушательского опыта, — через перипетии рыночных трансформаций экономики звука и тупики культурной политики, — и вплоть до того, как могут быть связаны акустические системы и венесуэльские гробы? или что общего у аудиофильского дискурса с секс-шопами?
В условиях постепенного распространения в русскоязычном пространстве того, что относительно недавно утвердилось в мире под названием sound studies, эта книга, как и сама последовательная полемическая позиция автора, является островком здравого смысла, ясности и заземлённости в оценке феноменов аудиоизмерения повседневной человеческой жизни, равно как и процессов в сфере бытования окружающей нас музыки. Цель Миши Кучеренко — вернуться к самим корням High End Audio и соскоблить с его смыслового ядра заскорузлые слои устоявшихся поверхностных профанаций; разобраться в том, где находятся границы между желаемым и действительным, реальным и воображаемым.
Хотя книга, безусловно, прежде всего посвящена технике, находящейся на передовой линии стремления человечества к звуковой Утопии, описанная здесь драматическая история поисков, обретений и потерь, взлётов и падений, «блеска и нищеты» Хай-Энда — на самом деле история о нас, о том, что, как и зачем мы слушаем, к чему мы стремимся и что собой представляем как слушающие и, что важнее, слышащие существа.
Об авторе
Миша Кучеренко — легендарная личность. На протяжении более тридцати лет совершенно неповторимым образом он продолжает объединять в одно целое два особых мира: царство Музыки и царство Звука. В этой книге производители выдающейся аудиотехники, инженеры и звукорежиссёры встречаются со знаковыми музыкантами и композиторами, продюсерами и журналистами. В орбите плодотворного общения автора, кажется, оказываются все: Виктор Цой и легендарный британский диджей Джон Пил, «пионер» Hi-Fi Пол Клипш и Борис Гребенщиков, Артемий Троицкий и Марк Алмонд, Алла Баянова и глава Sire Records Хауи Кляйн…
Реализовав себя во всех возможных ипостасях — бескорыстного энтузиаста звука, дистрибьютора (основавшего легендарный «Пурпурный Легион»), активного журналиста, печатающегося в самых авторитетных аудиоизданиях планеты, и даже признанного во всём мире разработчика собственного уникального аудиооборудования, — Миша не только оказался одним из первых в России высококлассных профессионалов, подошедших к самим истокам High End Audio, но и на протяжении всего этого времени был полноправным участником глубинных внутренних процессов, бороздя пространство вдоль всей динамической петли взлётов и падений индустрии Высокого Звука.
Его проект StereoPravda продолжает реализовывать непреходящую страсть к музыке и, как следствие, к качеству её воспроизведения. Его девиз — «Передавая старые традиции High End Audio новому поколению аудиофилов».
Отзывы
«Нужен был, видимо, именно такой человек, как Миша Кучеренко, — образованный, эрудированный меломан, которого именно в этом качестве я знаю три с половиной десятилетия, чтобы слить воедино техническую оснащённость и гуманитарную широту, меломанию и аудиофильство, музыку и звук. Миша сумел это сделать, за что ему от меня глубокое уважение и, чего греха таить, даже зависть».
— АЛЕКСАНДР КАН, музыкальный критик, обозреватель ВВС,
автор книг «Курёхин. Шкипер о Капитане» и «Пока не начался джаз»
«Меня обращать в аудиофильскую веру уже поздно, а вот новичкам книга может открыть удивительный и интригующий новый мир, который автор описывает с максимальным знанием дела».
— АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ, рок-журналист, музыкальный критик,
педагог, теле- и радиоведущий, писатель
«Существует только один человек на планете, который в своих мыслях идёт дальше рассуждений на тему творческой передачи музыки с помощью техники, а именно — дерзает размышлять на тему самой сути High End Audio. И это наш ненаглядный Миша Кучеренко. Ныряй с головой и изумляйся! Как это делает Биг Миша, вдохновляя нас всех стремиться ко всеобщему благу».
— ИВАННА МЭНЛИ, президент Manley Labs
«Работа с Мишей Кучеренко над нашим альбомом “Heart On Snow” стала одним из самых захватывающих приключений в моей жизни. Его вкус и знание дела в подборе репертуара и музыкантов, а также наиболее подходящих студий, и звуковой опыт позволили альбому обрести наилучшее звучание. В процессе записи этого альбома мы не раз возвращались в наших разговорах к теме качества звука, и за то, что Миша невероятно расширил мой кругозор в этой области, я ему бесконечно благодарен».
— МАРК АЛМОНД
«Следить за ходом мыслей Миши Кучеренко всегда наивысшее удовольствие. Его подчас крайне неортодоксальные идеи всегда стимулируют воображение. Как и его «Стереоправда». Мне было бы очень интересно посмотреть, как могла бы измениться моя жизнь, если бы я прочитал эту книгу, когда мне было четырнадцать лет».
— МАРК ЛЭНГТОРН, автор книг «Somebody to Love: The Life, Death and Legacy of Freddie Mercury» и «83 Minutes: The Doctor, the Damage, and the Shocking Death of Michael Jackson»
«Биг Миша является не только аудиофилом высших достижений, но и создателем собственных технологий ушных мониторов, находящихся на самом острие развития этого направления. Стойкая приверженность Миши постоянному совершенствованию возможностей High End Audio достойна всяческой похвалы. В этой книге Миша делится своими знаниями, опытом и страстью постижения аудионирваны. Будучи друзьями в течение многих лет, мы с ним провели бесчисленные часы дискуссий, постигая, что же на самом деле представляет собой процесс наиболее полной передачи музыки как творческого выражения и источника восторга. Он — поистине вдохновляющий и пассионарный человек, который может научить нас многому».
— ГАРИ РИБЕР, главный редактор и издатель
«Widescreen Review & Custom Home Theatre Design»
«Это книга о поиске “чаши Святого Звука”: мифологическая и онтологическая одиссея… И поскольку звук, на самом деле, свят, обрести путь к тому, чтобы его по-настоящему услышать, — дело, важное для каждого человека…»
— БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ