Трудно поверить, что задолго до 19-го века у человечества уже были безлошадные экипажи, пусть не серийные машины, а прототипы, но их было несколько.
В 1769 году французский изобретатель, военный инженер Никола Жозеф Кюньо (фр. Nicolas-Joseph Cugnot) сконструировал первый безлошадный автомобиль – телегу Кюньо (фр. chariot à feu (fardier) de Cugnot) — прототип и автомобиля, и паровоза.
Первые эксперименты
Никола Жозеф Кюньо родился 26 сентября 1725 года в городе Вакон, Лотарингия, недалеко от современной границы с Германией. О его детстве известно мало, но, в какой-то момент, он заинтересовался инженерией и получил образование военного инженера.
Некоторое время Кюньо работал для австрийской армии, проектируя укрепительные сооружения и оружие. Он даже запатентовал геодезическое оборудование и винтовку. Кроме того, Кюньо около сорока лет работал во французской армии инженером и преподавателем в Париже.
Заказ для французской армии
В 1765 году Кюньо начал проводить эксперименты с паром и повозками fardier для французской армии, а в 1769 году военный министр Этье Франсуа поставил перед ним задачу разработать транспортное средство для перевозки большой артиллерии.
Как и многие промышленные инновации, создание первого самоходного автомобиля, открывшего дорогу автомобилестроению, было выполнено в рамках военной программы.
Сейчас никто не знает, что случилось с французскими лошадьми, почему их решили заменить на самоходный автомобиль. Французской армии нужно было перемещать тяжелые орудия на линии фронта и изобретатель приступил к решению проблемы.
Как работал первый автомобиль?
Транспорт для перевозки военной техники обычно представлял собой двухколесную повозку, запряженную лошадьми. Кюньо решил к двум колесам, вместо лошади, добавить третье – переднее колесо, которое будет приводиться в движение силой пара.
Основная задача состояла в том, чтобы преобразовать поперечное движение поршней парового двигателя во вращательную силу колеса, необходимую для передвижения. Для этой цели инженер решил использовать два поршня и нажимные зубчатые диски, расположив их по обе стороны переднего колеса. Кюньо и его помощник, армейский механик Брезин, построили на Парижском арсенале первый автомобиль – это был fardier à vapeur или паровая подвода, телега Кюньо.
Двигатель и паровой котел разместили сверху, над передним колесом, которое их поддерживало. Рулевое управление было очень тяжелым, поскольку весь приводной узел должен был поворачиваться вместе с колесом, а набор румпельных передач с высоким коэффициентом передачи, при такой громоздкой конструкции, не был эффективен. Сама подвода весила около 2,5 тонн.
Несмотря на несовершенство конструкции, паровая подвода Кюньо, построенная под патронажем австрийской императрицы Марии Терезии, могла буксировать до пяти тонн груза и двигаться со скоростью до 4 км / ч в течение 15 минут, прежде чем нужно было вновь разогревать котел, чтобы создать необходимое давление пара.
Это был первый переднеприводный автомобиль. По современным определениям, скорее громоздкая мототележка, но в 1769 году – первый транспорт, перемещающийся за счет какой-то иной силы, кроме силы мышц. Известно, что подвода Кюньо была очень неустойчивой из-за неправильного распределения веса. Поэтому был построен второй автомобиль,
Слабые стороны телеги Кюньо и чем все закончилось
По неизвестной причине изобретатель упустил из виду один из важнейших аспектов безопасности – у паровой подводы не было какого-либо тормозного механизма. Вероятно, самой большой проблемой, кроме медленного поворота, была неспособность fardier à vapeur остановиться. И нет ничего удивительного в том, что она стала первым автомобилем, попавшим в аварию.
Подвода Кюньо вышла из-под контроля и разбилась о стену Арсенала. Из-за этого инцидента и нехватки средств, проект и так достаточно облегчил королевский кошелек, в 1771 году программу закрыли. За свои достижения и новаторскую работу Кюньо получил хорошую пенсию.
Он был одним из первых инженеров, который уже в 1769 году успешно использовал устройство для преобразования возвратно-поступательного движения парового поршня во вращательное движение колеса, с помощью храпового механизма и создал уменьшенную версию трехколесного fardier à vapeur.
Впоследствии и другие изобретатели создавали свои паровые машины, но неудач было больше, чем успехов. Самым большим прорывом стал двигатель внутреннего сгорания Готлиба Даймлера, который появился спустя 115 лет после кончины Кюньо.
Все паровые подводы Кюньо считались утерянными во время Французской революции, но в 1800 году первый прототип был обнаружен и сохранен. Он оказался в Музее Искусств и ремесел в Париже, где в настоящее время находится в качестве экспоната их коллекции:
Жизнь Кюньо закончилась также в столице Франции, он умер по неизвестной причине в возрасте 70 лет – 2 октября 1804 г.