Имя этого великого русского художника-мариниста известно каждому школьнику. Критик Стасов писал, что Айвазовский, как никто в Европе, умел передать воду с её необычными красотами. И, конечно же, многие знают картины Айвазовского о морских сражениях, в которых ярко отображены подвиги русского флота.
За долгую творческую жизнь художник создал около 6 тысяч картин. Они экспонируются, наверное, во всех крупных музеях страны. Есть полотно Айвазовского и в коллекции нашей Вологодской картинной галереи. Лучшие произведения, разумеется, находятся в Государственной Третьяковской галерее, в петербургском Русском музее, и, конечно же – в картинной галерее имени И.К. Айвазовского в Феодосии, в городе, где в 1817 году родился будущий художник, где прожил большую часть своей жизни и умер в возрасте 83 лет прославленным, знаменитым живописцем.
В этом единственном в нашей стране музее маринистической живописи собрана самая большая в мире коллекция работ Айвазовского.
Галерею создал сам художник. В 1880 году он пристроил к своему дому большой зал, в котором постоянно показывал свои картины. Так зародилась одна из первых российских периферийных картинных галерей. Айвазовский оставил в музее около 50 своих произведений.
Разные, порой драматические события приключались с галереей. Во время Первой мировой войны город обстреливали немецкие корабли, поэтому картины перевезли в Симферополь. Возвратились они также во времена неблагоприятные – в разгар гражданской войны. Несколько лет пробыли в ящиках, упрятанные в подвалах дома Айвазовского. Это и спасло их. В здании галереи тогда перебывало много незваных «гостей»: немецких оккупантов, белогвардейцев всех мастей, просто бандитов. Они сжигали мебель, выламывали окна и двери, воровали, что под руку попадалось. Но картины уцелели.
Лишь в ноябре 1920 года дом Айвазовского был объявлен собственностью советской страны, в нём открылся музей. Директору картинной галереи с 1923 г. Николаю Степановичу Барсанову суждено было принять исключительное участие в сохранении музея в годы Великой Отечественной войны, в его восстановлении после изгнания оккупантов из Феодосии.
Уже 23 июня 1941 года фашистские самолёты начали кружиться над городом, а 30 сентября вражеские танки уже ворвались в Крым и оказались в тридцати километрах от Феодосии. Казалось, ещё натиск, и враг ворвётся в город. Но путь гитлеровцам преградил отряд морских пехотинцев. Матросы больше месяца сдерживали атаки врага. Это позволило вывезти из города часть мирного населения, оборудование важных заводов, фабрик и картинную галерею.
Трудности по эвакуации картин начались с того, что не хватало ящиков для их упаковки. Что предпринять? Разломали тогда шкафы, библиотечные стеллажи, деревянные перегородки – всё это пошло на изготовление ящиков. Делал их известный в Феодосии столяр-краснодеревщик Аккерман, великолепный мастер своего дела. Сколько он смастерил прекрасной мебели! Но музейные ящики стали последней и, может быть, самой важной работой в его жизни. Фашисты расстреляли мастера в первые дни оккупации.
Феодосийская картинная галерея – одна из немногих, кому удалось вывезти не только наиболее значительные произведения, но и все художественных работы, всю музейную документацию, весь архив!
В этом заслуга директора галереи Н.С. Барсамова и его жены. Им помогли ученики художественной студии, организатором и руководителем которой был Николай Степанович. Старшеклассники собирали, где придёт, доски, гвозди, проволоку для ящиков, переносили картины, помогали сбивать ящики. Несколько учеников даже переселились в дом Айвазовского. Они дежурили по ночам в его залах, а главное – на крыше, когда на город налетали вражеские самолёты.
Не отставали от старшеклассников студийцы помладше, едва вышедшие из детского возраста. Им было страшно! Над головой пронзительно визжали сирены, проносились самолёты. Кажется, прямо на ребят падали бомбы, сыпались осколки снарядов. Но «малыши» всё же взбирались на крышу и оставались на ней до конца налёта. В больших «взрослых» рукавицах, с щипцами почти в рост, с длинными баграми, они в любую минуту были готовы тушить зажигалки. Знали, как с ними бороться. К счастью, всё обходилось. Бомбы на крышу дома Айвазовского не попадали.
Ситуация на фронте ухудшалась, и была объявлена эвакуация картин из города на теплоходе «Калинин». Последние эвакуационные хлопоты то и дело оборачивались неожиданными осложнениями. Были сложности с машиной. Наконец ящики с картинами отвели в порт. Здесь – очередное препятствие. Часовой не пропускает к теплоходу, поскольку у директора галереи нет пропуска: забыл в спешке получить его горисполкоме. Что же делать? Когда командир выяснил, что Барсамов и сопровождающие его люди вывозят картины Айвазовского, тотчас приказал грузовик пропустить.
Военные помогали и дальше. Груз отправили на палубу. Но как самим пройти на теплоход? Отъезжающих так много, что через толпу невозможно пробраться к трапу корабля. Но, к счастью, им удалось пройти на палубу и там найти свои бесценные ящики.
Во время этих драматических военных обстоятельствах Николай Степанович познал истинную, всенародную любовь к искусству Айвазовского. Он даже предположить не мог, сколь широка популярность художника.
Ночью теплоход скрытно отошёл от Феодосии и направился в Новороссийск. Уже на рассвете налетел фашистский самолёт. Его отогнали зенитным огнём.
В Новороссийске обнаружилось, что нет одного ящика с экспонатами. Возможно, оставлен на феодосийской пристани во время спешной погрузки на теплоход. Что с ним стало, история особая, к ней вернёмся позднее.
И вот новые трудности. Не дают вагоны до Краснодара. Все вагоны заняты военными грузами. Как быть? И снова везение: узнав, что в ящиках картины Айвазовского, представитель железной дороги прицепляет их вагон к санитарному поезду.
Фашисты озлобились на то, что картинная галерея им не досталась. Распускают слухи об её уничтожении, о том, что она, дескать, потоплена с кораблём, на котором её пытались вывезти из Феодосии. Жители города успокаиваются лишь тогда, когда галерея в полной сохранности вернётся в освобождённый город. Но тот счастливый день наступит лишь после долгих лет войны.
В Краснодаре ящики помещают в здании художественного музея. Далеко от родного города была устроена выставка произведений Айвазовского. Эта первая военная выставка прошла с большим успехом.
Вскоре Краснодар стали бомбить. Оставаться в нём было уже нельзя. В условиях жестокой войны картины Айвазовского удаётся переправить в Армению.
Вскоре в Ереване открылась выставка произведений художника. В столице Армении галерея пробыла до конца октября 1944 года.
Домой возвращались по железной дороге. С волнением ждали встречи с родным городом. Вот и Феодосия. Но что это?
«На протяжении трёх километров от станции Сарыголь (ныне Айвазовская), – вспоминал Николай Степанович, – мы увидели только один сравнительно уцелевший дом и второй у разрушенного вокзала – дом Айвазовского. Всё остальное лежало в развалинах или было сожжено… Дом Айвазовского уцелел, но какое жалкое зрелище он представлял! Он как будто врос в землю. Фасад изрешетили пулемётные очереди и осколки бомб. Оконные и дверные проёмы разбиты, а черепичная кровля расползлась… Но ему ещё относительно повезло».
Восстанавливали галерею всем миром, всем городом: одни предприятия направляли рабочих, другие выделяли необходимые материалы.
С тех пор Феодосийская картинная галерея радует своих посетителей.
В завершении этой удивительной истории расскажем о потерянном во время эвакуации ящике. В нём вместе с другими экспонатами находился мраморный бюст К.И. Айвазовского.
Уже после окончания войны, в январе 1946 года, Николай Степанович получает письмо, читает и глазам своим не верит. Майор Черныш сообщает о находке военных в Феодосии в 1941 году, которая за годы войны совершила долгий путь по многим фронтам и городам.
Наконец, скульптура вернулась, в родной город Айвазовского. На постаменте высечены такие слова:
Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память.
Эти слова о нём, Иване Константиновиче Айвазовском. Но бессмертную память мы должны хранить и о подвиге тех, кто спас произведения великого живописца.
Источник: Е.В. Кончин. Сохранённые сокровища. – М., 1985. – С. 72-81.