Идея создания легендарного автомобиля КИМ-10-50 восходит к 30-м годам бурного строительства социализма в СССР. Компартия и сам главнокомандующий И.В. Сталин поставили автопроизводителям страны сложную задачу – разработать небольшой легковой автомобиль, доступный простому человеку: крестьянину или рабочему. В качестве эксперимента на заводе КИМ (Коммунистического Интернационала Молодежи, позднее АЗЛК) решили выпустить советскую копию британской малолитражки Ford Prefect.
Подготовка
Шел 1933-год. Отношения с Америкой были неплохими, поэтому первые кузовные панели были заказаны у знаменитой американской автомобильной и авиационной компании Budd, (названной по фамилии основателя Эдварда Гоуэна Бадда). Компания обязалась доставить в порт Владивостока 500 штук штампов и готовых комплектов штампованных деталей кузовов.
Оборудование для штамповки и комплекты деталей были переданы Горьковскому автозаводу. В число смежников также попал ЗиС, отвечающий за подвеску и рамную конструкцию будущей малолитражки.
Описание и технические характеристики
В апреле 1939 завод КИМ вышел из состава Горьковского автозавода. Автономному предприятию было поручено организовать выпуск своих собственных малолитражных автомобилей.
Прототип выглядел современнее своих собратьев – имел:
- 2 двери;
- рамную конструкцию;
- капот, который поднимался вверх.
Боковины капота являлись обтекателями фар. Модель получилась достаточно дешевой – около семи тысяч рублей. Даже по меркам того времени сумма была не большой.
Стилизацию под Ford Prefect выполняли:
- отдел НАТИ под руководством Андрея Островцева;
- художник ГАЗа Бродский, разработавший дизайн авто;
- кузовщики с Горьковского автозавода.
Отличительные особенности советского авто от английского собрата:
- Фары переехали на переднюю часть кузова (у Форда они на крыльях).
- Капот сделали «аллигаторного» типа, что было необычно для того времени.
- Передние сидения стали раздельными.
- Широкие двери.
- Боковые стекла сделаны опускающимися.
- Высокая посадка пассажиров на заднем сидении.
В будущей малолитражке планировалось улучшить комфорт пассажиров, например, установить в салоне часы и сделать регулировку передних кресел. Такие опции по тем временам были лишь в авто представительского класса.
Технические характеристики
- Габариты: длина – 3,84 м, ширина – 1,43 м.
- Максимальная скорость до 90 км/ч.
- Расход топлива 9 л на 100 км.
- Вес 0,84 т.
От английского собрата Ford Prefect остались:
- двигатель – на 30 л.с. объемом 1,17 л;
- 3-х ступенчатая МКПП;
- крышка багажника, под полом которого лежала запаска;
- зависимая подвеска на поперечной рессоре.
По форме кузова машина выглядела модно и стильно по своему времени и мало в чем уступала европейским малолитражкам.
Планы, которым не суждено было сбыться
КИМ-10-50 планировалось превратить в настоящий советский народный автомобиль. В теории уже к концу 1942 года 10% советских семей , а к концу 1947 уже 80% должны были иметь КИМ-10.
Три первых прототипа были готовы в апреле 1940. Первоначально машина не устроила главнокомандующего. Основное, к чему были претензии – 2 двери вместо 4. В итоге автомобиль не допустили к серийному выпуску. Однако 500 штампованных деталей, которым теперь суждено было без дела пылиться на заводском складе, были куплены за валюту, поэтому в конце концов разрешение на выпуск двухдверной малолитражки было дано.
Испытания опытных образцов прошли в октябре и ноябре 1940 года. И автомобиль снова не пошел в серию из-за выявленных многочисленных поломок. Их основная причина – некачественно изготовленные мелкие детали. До конца 1940 с конвейера сошло всего лишь 16 машин.
В январе были проведены все доработки и вплоть до начала войны КИМ выпустил около 400 автомобилей. В планах была разработка четырехдверного седана.
Такая машина и вовсе была пределом мечтаний советских граждан. Но этой мечте не суждено было сбыться, началась Великая Отечественная война, стало не до выпуска «народных» автомобилей.