Сначала небольшое отступление от темы. Я уже писал, почему завёл свой канал в Дзен и как коронавирус прервал моё лечение. Но всё меняется и четыре дня тому назад курс химиотерапии всё-таки начался. Сегодня выписали, теперь две недели буду пить таблетки дома, потом неделя отдыха и контрольный осмотр. Затем, скорее всего, будет второй курс химии. Самочувствие вполне удовлетворительное.
Как взрослели деревенские мальчишки
Зарплата у отца уменьшилась, поэтому нам пришлось завести подсобное хозяйство. Засадили выделенный нам земельный участок, купили корову, завели поросёнка, кур. Для коровы на зиму нужно сено. Отцу была положена кроме денежной, натуральная оплата, в первую очередь сено, но его на всю зиму бы никак не хватило. Поэтому я в это лето впервые по-настоящему официально работал в колхозе на сенокосе. Практически все деревенские мальчишки при достижении девятилетнего возраста участвовали в этих работах.
Первое время их обычно использовали для перевозки копен сена к зароду (стогу). Выгода от использования их труда была двойной:
1. Освобождались рабочие руки взрослых колхозников, которых соответственно можно было использовать на более трудных и ответственных работах.
2. Лошади меньше уставали, перевозя на своих спинах лёгких малышей.
В денежном выражении заработок был невелик, но за работу на сенокосе выделялось сено, а корова в то время была практически в каждой семье. Сено можно было заработать в колхозе на сенокосе или как говорили "подкосить" потихоньку на неудобьях, на лесных полянах, по опушкам и т.д. Со вторым способом заготовки сена государство боролось, но на практике обойтись без этого колхозники не могли.
Я в первое своё рабочее лето заработал около 900 кг сена. Если учесть, что на зиму в условиях уральской зимы для коровы нужно запасти около трёх тонн сена, получалось, что почти третьей частью необходимого количества я нашу Бурёнку обеспечил, чем был очень горд. Вместе с тем сеном, которое заработал отец, наша корова кормом на зиму была практически обеспечена, хотя немного "подкашивать" всё-таки приходилось.
Почему нам нравилось работать на сенокосе
Надо сказать, что я, как, впрочем, и другие мальчишки, с удовольствием принимал участие в работах на сенокосе. Причин для этого было немало:
- Мы на это время избавлялись от работ по дому, которых у любого деревенского мальчишки было предостаточно.
- Любому мальчишке очень нравится верховая езда.
- Колхозные заливные луга, расположенные между Соколовской курьёй и Камой были для нас очень заманчивым местом — там можно было вволю лакомиться черёмухой и смородиной, собирать луговой лук и щавель.
- Расстояние до лугов было довольно большим, поэтому те, у кого не было необходимости возвращаться домой, оставались ночевать, а еду им утром передавали те, кто на ночь возвращались в деревню. Посидеть у костра, испечь печёнок, переночевать в душистом сене — что может быть лучше в этом возрасте!
- Можно было купаться в Каме, что для мальчишек, живущих в деревне, где не было открытых водоёмов, а воду брали из колодцев, было очень заманчиво.
- Когда весной уровень воды в Каме понижался, в низких участках на лугах оставалась вода — возникали небольшие озерца или "лывы", как говорили на Урале. Весной, во время разлива, рыбы откладывали в них икру, из которой к лету вырастали небольшие рыбёшки. Чаще всего это были щурята. Одним из любимых наших занятий было "мутить лывы". Найдя такое озерцо, мы начинали ходить по его дну, стараясь поднять как можно больше мути. Когда начиналась нехватка кислорода, рыбёшки поднимались на поверхность водоёма и высовывали немного головы из воды. Оставалось осторожно подвести под рыбку ладони и выкинуть её на берег. Нередко удавалось наловить рыбы достаточно для того, чтобы сварить уху.
Большинство лошадей на ночь оставались на лугах — отдыхали и паслись. Перегоняли мы их домой лишь после окончания сенокоса. Ну и где-то за километр-полтора от деревни пускали коней в галоп — кто будет первым. Разве же это не здорово?!