Найти тему
Олеся  Орленко

Пандемия усугубляет социальный кризис в России

Вадим Каменка

Пока в этой стране ещё есть территории, где не зарегистрированы случаи заражения Covid-19. Но уже появляются тревожные данные о санитарных рисках в наиболее уязвимых регионах и социальном кризисе, угрожающем предприятиям малого и среднего бизнеса.

Масштабы пандемии Covid-19 в России нарастают. Осталось лишь четыре региона, в которых случаев заражения не зафиксировано, но по оценкам властей, худшее ещё впереди. Эпицентром заболевания стали Москва и Санкт-Петербург, два богатейших города страны, на сегодняшний день две трети заболевших составляют москвичи. В этих городах имеется и больше всего ресурсов для борьбы с заболеванием. Однако в случае дальнейшего распространения вируса в регионы ситуация может резко ухудшиться: либеральные реформы последних лет нанесли тяжёлый урон системе здравоохранения, количество больниц сократилось вдвое, как и количество коек в них.

Угрожающими выглядят и экономические последствия пандемии, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, где работает около четверти всех занятых. По оценкам Российской торгово-промышленной палаты, эпидемия может привести к закрытию 3 миллионов малых и средних предприятий,  8,6 миллиона человек рискуют остаться без работы.

Пока в этой стране ещё есть территории, где не зарегистрированы случаи заражения Covid-19. Но уже появляются тревожные данные о санитарных рисках в наиболее уязвимых регионах и социальном кризисе, угрожающем предприятиям малого и среднего бизнеса.

8 000 случаев заражения, из них 1 000 – за последние сутки: масштабы эпидемии Covid-19 в России нарастают. Количество умерших пока остаётся небольшим – 60 случаев на 145 миллионов человек. Но пик эпидемии ещё впереди, и из 85 субъектов Федерации осталось всего 4, куда вирус пока не проник. Пандемия набирает обороты, и потому президент Владимир Путин вынужден был обратиться к народу дважды за десять дней. Карантин (закрытие детских садов, школ, университетов, запрет массовых мероприятий и перевод на удалённую работу), введённый 28 марта, продлён до конца апреля. В минувший четверг глава государства объявил в России апрель нерабочим месяцем с «сохранением зарплат», чтобы «обуздать эпидемию».

В России сложился промежуточный режим – здесь нет ни всеобщего карантина, ни полной свободы действий. Решения о сроках социального дистанцирования и принятии защитных мер будут приниматься на уровне регионов. С первых дней санитарного кризиса в борьбу с ним особенно активно включилась столица, которая больше других городов страдает от вируса: москвичи составляют две трети от общего числа заболевших. Мэр города Сергей Собянин первым установил для его жителей карантинные ограничения и режим самоизоляции, опасаясь повторения в России итальянского сценария (чего не исключают специалисты). Таким образом, бывший глава президентской администрации сейчас занимается борьбой с коронавирусом. «Очень хорошо, что он принял необходимые меры раньше, чем о них объявило правительство. Это позволило максимально ограничить распространение вируса», – говорит Елена, сотрудница одной из организаций по оказанию медицинской помощи. По словам москвички Анны, «в первые дни ситуация была напряжённой. Люди бросились скупать всё подряд в магазинах, что стало причиной дефицита некоторых товаров. Сейчас всё налаживается».

Сегодня Москва и Санкт-Петербург – территории, особенно сильно страдающие от распространения вируса. Будучи самыми богатыми в стране, эти два региона поддерживают наиболее активные торговые и туристические связи с зарубежными партнёрами. «Их можно назвать символами социального и географического неравенства в России. В этих двух мегаполисах сосредоточены основные богатства страны, так что они способны противостоять кризису. Но если эпидемия продолжит распространяться на другие регионы, то в ближайшие дни они столкнутся с непростыми проблемами санитарного характера», – предупреждает Александра Попова, активист организации помощи бездомным «Ночлежка».

Читайте больше: "
Последние пять лет доходы россиян неуклонно снижаются"
https://humanite-russie.ru/2019/12/23/poslednie-pyat-let-dohody-rossiyan-neuklonno-snizhayutsya/

Либеральные тенденции последних лет не обошли стороной и здравоохранение, что заставляет всерьёз опасаться за состояние медицинской инфраструктуры в России. В докладе Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) о доступности медицинских услуг отмечается высокий уровень обеспеченности ими в крупных городах. Но противоположная картина вырисовывается во многих других регионах. По словам Анны Колен-Лебедевой, научного сотрудника университета Париж-Нантер, «реформы, осуществляемые российскими властями, привели к существенному сокращению количества медицинских учреждений, которое за период с 2000 по 2015 годы уменьшилось вдвое, как и число больничных коек. Лечебная база сосредоточена в крупных клиниках, где по-прежнему не хватает необходимого оборудования, а зарплата медиков всё так же невелика».

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, в России имеется 40 000 готовых к работе аппаратов искусственной вентиляции лёгких, то есть 27 единиц на 100 000 жителей (рекомендация ВОЗ – 20 таких аппаратов на 100 000 человек). Производителям направлены заказы на поставку ещё 5 700 этих приборов.

Поводом для беспокойства служат социальные последствия кризиса. По информации Российской торгово-промышленной палаты, эпидемия может привести к закрытию 3 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса (на их долю приходится 25 % рынка труда), и 8,6 миллиона человек рискуют остаться без работы. В условиях жёсткой рецессии, падения курса рубля и массовых увольнений правительство приняло решение увеличить пособия по безработице, автоматически продлить начисление всех социальных выплат и повысить семейные пособия… Благодаря Фонду благосостояния в размере 150 миллиардов долларов и валютным резервам Центрального банка на сумму 500 миллиардов, Россия располагает значительными запасами средств. По словам заместителя директора «Левада-Центра» Дениса Волкова, «если помощь придёт слишком поздно или окажется неэффективной, то отношение к власти неизбежно ухудшится. В будущем не исключены социальные волнения».