В 50-е годы XIX века прославленный американский актер-трагик Айра Фредерик Олдридж (1807-1867) отправляется в большое турне по лучшим театрам Европы. Надо сказать, что турне это было отчасти вынужденным – преследования расистов вынудили его покинуть Англию, где он успешно играл в театрах «Ковент-Гарден», «Лицеум» и др., как и перед этим бежать из родной страны США.
Можно прекрасно играть Ромео и принца Гамлета, блистать в Отелло, но если ты не того цвета кожи в старой доброй Англии, то тебе не место на сцене.
В 1852 году Олдридж с успехами выступает в Будапеште, а затем и в Германии перед герцогиней Сакс-Кобург-Готской и прусским королём Фридрихом-Вильгельмом IV.
В 1858 году гастроли его приводят в Княжество Сербское и следом в Российскую империю, где Олдридж участвует в постановках шекспировских трагедий «Отелло» и «Король Лир» в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Одессе и Киеве.
В нашей стране американский актер играет почти девять лет (с перерывом в 1860 и 1863 годах), совершая, по его словам, – «великий шекспировский поход по России». Он знакомится с многими выдающимися людьми. в том числе с Щепкиным, Садовским, а также и с Тарасом Шевченко, который нарисует портрет актера.
За это время были взлеты и неудачи, курьезные и трагические случаи. Однажды, в Санкт-Петербурге ему довелось играть Отелло с немецкой труппой, которая соответственно играла на немецком языке, а сам Олдридж – на английском. Но петербургские студенты в знак восхищения его актерским талантом по окончанию спектакля впряглись в его карету вместо конной тяги и провезли ее по улицам столицы с большой помпой.
«В театре, на представлении «Отелло». Мулат, или, как назвали его в афише, «африканец», Олдридж , приехавший сюда на несколько дней, играл Отелло на английском языке с немецкими актерами. Я не говорю и не понимаю по-английски, но хорошо знаю пьесу и поэтому поехал в театр – и не жалею. Этот Олдридж – большой артист. Трудно идти дальше в выражении сильных и глубоких страстей. В третьем акте, в сцене с Яго, он до того страшен, что людям слабонервным трудно его выносить, а в сцене отчаяния в последнем акте вас душат слезы». Из отзывов прессы на игру Олдриджа.
В начале 1867 года трагик прослышал, что в Таганроге выстроен новый храм Мельпомены, который стал пятым оперным театром в Российской империи после Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы и Тифлиса. А узнав еще, что в Таганроге к тому же и очень благодарная публика, годами воспитанная лучшими оперными труппами Италии, Айра Фредерик загорелся обязательно посетить культурную столицу Юга России.
Задумано – исполнено. И мировая знаменитость отправляется в путь. Но надо сказать, что до включения Таганрога в тесный круг железнодорожных городов еще оставалось целых два года. Самуил Поляков еще только приценивается к концессии на строительство железной дороги Харьков-Курск. а Нестор Кукольник только-только пишет прожекты об обязательном включении станции Таганрог в данный проект. Кто эти люди? Читайте мои материалы далее, и вы удивитесь, какие имена и силы были задействованы в истории Таганрога.
Но как бы там ни было, Олдридж на пути в Таганрог. И у нас есть немного времени, что бы немного рассказать о таганрогском театре, где собственно и произойдет обозначенное в заголовке данной статьи событие.
История таганрогского театра начинается в 1827 году, когда некий дворянин Петровский решает создать для увеселения почтеннейшей публики собственный городской театр. Для этих целей за 15 000 рублей приобретаются в 1828 году у помещика Е. Корнеева городскими властями 13 крепостных музыкантов с инструментами и нотами. Вы же не забыли, что времена тогда были крепостническими? Кстати, актер, прослуживший в театре 10 лет, получал вольную. Видимо труд был не из лёгких.
Сохранилось письмо о данной купчей.
Милостивый, государь Николай Яковлевич!
Жена моя уведомила меня, что вам угодно было отнестись к ней от имени таганрогской публики о продаже для тамошнего театра наших музыкантов за ту цену, за какую сторгованы они были графом Платовым, т. е. за 15 тыс. руб...
Милостивый государь мой, ваш покорнейший слуга Егор Корнеев.
21 августа 1828 г.
В первоначальном виде актёрский состав просуществует почти 20 лет. Гастролировали в Ростов-на-Дону, Новочеркасск. Бахмут и т.д.
Любопытно, что в 1845 году именно таганрогский театр, при полном засилии в репертуаре водевилей и комедий, в числе первых в России поставит «Горе от ума», за что режиссёр Петровский будет тотчас уволен.
Вот свод правил для актеров театра Таганрога:
«Актер и Актриса, вступившие в таганрогскую труппу должны:
— С истинным усердием и с полною доброй волею исполнять во всех частях принятие на себя обязанности.
— Неупустительно являться в назначенный режиссером или дирекцией час к репетициям и представлениям.
— Всегда знать свою роль.
— Всемерно прилагать старания о достижении улучшения и совершенства в игре.
— Принимать со вниманием делаемые дирекцией замечания на игру, пение, жесты, исполнение ролей и прочее и соображаться с оными.
— Оказывать уважение к дирекции и к определенным исполнителям ее распоряжений, а также к режиссеру.
— Так как дирекция не имеет особых статистов и хористов, то в случае надобности никто из актеров или актрис не должен отказываться участвовать в выходах и хорах.
— Заботиться о сохранении в целости костюмов и других вещей, даваемых от дирекции, в противном случае за утрату или порчу оных будет делаться взыскание.
— Соблюдать всегда скромное и вежливое обращение не только с начальствующими лицами, но и между собою.
— Отнюдь не уклоняться от своей обязанности под предлогом болезни; если по свидетельству медика болезнь окажется ложною, то виновник подвергается строгому взысканию.
— Вообще стараться отличать себя примерным поведением и хорошей нравственностью, строго воздерживаясь от всяких ссор, смут, буйства, дерзостей и также пьянства и т. д.
— В случае болезни немедленно извещать дирекцию, если болезнь продолжается больше месяца, то получать только половинное жалование».
Но к середине века встал вопрос о создании театра достойного принимать приличные актерские труппы со всего мира. Было создано акционерное общество. Выхлопотано у градоначальника место в центре города и 1 апреля 1866 года был заложен первый камень в основание здания. По разным источникам, к строительству театра были причастны некий итальянский архитектор К. Лондерона и русский академик Николай Трусов. Впрочем, документации о создании этого удивительного по акустике здания не сохранилось.
Строительство обошлось в 55 000 рублей. Чуть позже член дирекции, купец Ставр Мавро, на свои средства производит отделку внутреннего убранства на манер итальянского оперного театра «Ла Скала». 25 ноября 1866 года проходит первое представление — фрагменты итальянских опер.
И театр зажил насыщенной яркой жизнью, благо местные меценаты не скупились на приглашение лучших трупп Италии в Таганрог. Любопытно, что итальянскую оперу едва выдерживает Петербург; а в Одессе и Таганроге была постоянная своя опера.
Вот в этот театр и отправился наш герой, американец Айра Фредерик Олдридж .
Обязательно надо упомянуть, о своеобразной игре актера. Он был представителем так называемой натуральной школы. Айра Олдридж обладал бешеным темпераментом, он мог так войти в роль, что у него изо рта могла пойти пена, а глаза налиться кровью. Об этой его особенности слава бежала впереди него и многие коллеги по актёрскому ремеслу, особенно молоденькие актрисы побаивались его.
«Это чистейшая природа с ее грозными вулканическими потрясениями. Все у него просто и благородно - и голос чудесный. Я долго не мог заснуть в эту ночь, а во сне мерещился мне этот Отелло со своею тигровой яростью, со своими потрясающими сердце воплями, со своею беспорядочною скорбью в последнем акте». Из «Дневнике» А. В. Никитенко.
И вот мы под ходим к сути нашего рассказа. Прибыв в Таганрог и ознакомившись с итальянской труппой, тогда радующей своей игрой искушенную таганрогскую публику, Олдридж был представлен молоденькой приме, что играла Дездемону в шекспировской трагедии. Увидев её испуганные глаза и дрожь, волнами пробегающую по нежному телу, великий трагик озабоченно спросил:
– Что с этой милой девушкой?
– Простите ей небольшой испуг, – ответил директор театра. – Но она, как и мы, наслышаны о вашей страстной игре в этой пьесе и немного опасаемся вашего бешеного темперамента, который нам сдержать едва ли удастся.
Олдрижд рассмеялся.
– Все эти слухи сильно преувеличены! А хотите я преподам нашей Дездемоне урок математики?
– Чего-с, простите-с?
– Математики. Я сыграл Отелло более трехсот раз! – Олдридж гордо вскинул голову. – За это время я всего-то задушил трех актрис, да зарезал, кажется, одну. Согласитесь, что процент небольшой. Не из чего было так волноваться вашей Дездемоне. Математика точная и полезная наука.
Надо ли говорить, что дирекции театра стоило больших моральных и финансовых усилий убедить приму в том, что математика наука безопасная.
Вскоре после окончания гастролей в Таганроге, Айра Фредерик Олдридж засобирался домой в США, тем более и Гражданская война там закончилась. Но по дороге он внезапно умирает в Польше, где и похоронен в городе Лодзь на Старом евангелическом кладбище.