Найти тему

Учителя

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

Когда-то я хотела стать музыкантом. Довольно рано мне пришлось задуматься о своём будущем и определиться, по какому пути пойти. Почему-то я не хотела становиться учителем музыки, меня больше привлекала карьера исполнителя, но для этого нужно обладать настоящим талантом, а вот таланта-то у меня как раз и не хватало, ведь на протяжении всего обучения в музыкальной школе я ни разу не получила пятёрку по специальности. Как бы я ни старалась, что бы я ни делала, самой лучшей моей оценкой на зачёте была четыре с плюсом. Все подруги кругом хоть раз да получали высшие баллы, а я - никогда. При этом по другим дисциплинам проблем не было: и за ансамбль, и за аккомпанемент были получены пятёрки. Так я и выпустилась из музыкалки с четвёркой по специальности. И мне было не понятно, почему же моё решение так расстроило моего педагога - разве она не видит моих отметок? В итоге я пошла на филфак (по литературе-то с отметками у меня было всё в порядке).

И вот я привела своего сына в музыкальную школу к своему любимому педагогу. Обучение началось, и я невольно стала сравнивать. Как же легко стало учиться! Насколько же меньше стали требования! Никаких технических зачётов, никаких обязательных программ! И при этом мой сын почти всегда получал пятёрки. Нет, он, конечно, молодец и старался, но всё же... И когда я высказала своё недоумение учителю, выяснились следующие обстоятельства. «Да ты тоже училась на «пять», - сказала мне педагог, - но у нас была завуч, помнишь её (она назвала имя-отчество)? И она меня невзлюбила, называла «профессором», и у всех моих учеников снижала оценки на зачётах. Придраться же легко: тут паузу не додержал, там темп чуть-чуть не выдержал. У других педагогов даже более слабые ученики получали пятёрки, а мои - никогда. И только когда она ушла, всё изменилось.» Увидев моё шокированное лицо, она ещё добавила: «На самом деле ты играла лучше многих, а выпускная программа у тебя была на уровне второго курса музыкального училища.» «Почему же мне никто не сказал? - пролепетала я, - я ведь считала, что плохо играю.» «Значит, ты не поняла этого, - пожала плечами педагог, - потом ученики стали догадываться и говорить мне об этом, а ты не догадалась.»

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

Рассказываю вам эту историю не потому, что затаила на кого-то обиду. Жизнь сложилась так, как сложилась. И, думаю, в итоге я бы всё равно оказалась там, где я сейчас. Тем более, что я получила прекрасное образование, и годы учёбы в университет- лучшие в моей жизни. Этой историей я хотела показать, как важно влияние педагогов, учителей на жизнь ребёнка. И какова ответственность человека, вступившего на этот путь: ведь он действительно может повлиять на чью-то судьбу.

В моей жизни, слава богу, прекрасных педагогов и учителей было много. До сих пор работает в школе замечательный учитель по математике Надежда Борисовна Каленкова. В период моего ученичества она была совсем молодым педагогом, только пришедшим в школу. Но как же мы ловили каждое её слово, как ждали её уроков! Мы мечтали о том, чтобы она была нашим классным руководителем, но, увы, повезло другим. Надежда Борисовна придумывала новые, прогрессивные методы ведения урока, устраивала игры, внеклассные мероприятия. Это она провела конкурс фонтанов, всего лишь год заменяя у нас недостающего учителя физики. А когда мы учились в старших классах, организовала в школе педагогический отряд, в котором старшеклассники занимались с малышами, проводя у них различные внеклассные мероприятия.

Когда я ходила на родительские собрания к сыну, то недоумевала, слыша, как все вокруг жалуются на то, что дети не понимают геометрию. Как можно не понимать геометрию? Выпускаясь из школы и сдавая экзамены после одиннадцатого класса, мы, в соответствии с бесконечными тогдашними реформами, должны были сдавать два обязательных экзамена (сочинение и алгебру письменно) и три экзамена по выбору. Выбрать было сложно: мне, например, нужны были литература и история, потому что их требовали для поступления в ВУЗ, а вот над третьим экзаменом пришлось подумать. И я, равно как и половина класса, выбрала геометрию. Почему? Да просто потому, что её все знали. Как сказала моя подруга: «Закрою глаза, и в ушах звучит голос Надежды Борисовны, как она объясняет нам теорему.» Представляете, как нужно было научить, что даже явные гуманитарии знали предмет отлично и сдавали его на выпускных экзаменах, выбрав как наиболее лёгкий для себя? А ведь классы тогда были огромными, школы переполненными (учились в две смены), в моём классе в средней школе числилось, например, сорок два (!) человека.

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

Также могу вспомнить несколько незабываемых учителей русского языка и литературы, которые пусть и сменяли друг друга, но сумели оставить след в душе, и всех их объединяло то, что интерес к предмету каждый из них поддерживал на неизменно высоком уровне: яркой кометой мелькнувшего в болоте школьной жизни Константина Георгиевича, милейшую Наталью Ивановну, которая вдобавок вела ещё и театральный кружок, тратя на нас массу личного времени, величайшую и талантливейшую Валерию Николаевну, о которой я хочу рассказать поподробнее.

Валерия Николаевна Янюшкина - яркий пример учителя, который является самой настоящей звездой в педагогическом коллективе и украшением школы. Работая в самой простой, «рабоче-крестьянской» школе с отнюдь не отобранными, как в иных специализированных школах, а с самыми обычными учениками, она настолько мастерски проводила уроки, что из каждого выпуска минимум один человек поступал на филологический факультет. При этом Валерия Николаевна использовала на уроках самые последние литературоведческие разработки, не почивая на лаврах и не ведя уроки по накатанной колее, как делают, чего уж греха таить, многие учителя. Например, на вступительных экзаменах в университет я использовала при ответе на билет ту статью по творчеству М. Шолохова, что рекомендовала нам Валерия Николаевна, и это помогло мне получить высшую оценку за устный экзамен. И затем, слушая лекции в университете, я не раз ловила себя на том, что мне знаком материал, потому что на уроках литературы в школе нам его уже давали.

А спустя годы, будучи учителем и посещая курсы повышения квалификации, я попала на открытые уроки в родную школу и смогла взглянуть на работу любимого учителя уже глазами профессионала. О! Это был высший пилотаж! Урок был выстроен в виде дискуссии, при этом Валерия Николаевна вообще ушла их класса, чтобы не волноваться. Представляете? Дети всё сделали сами! Это значит, что они настолько знали предмет и тему урока, что излишнего руководства им и не требовалось. И было видно (это всегда видно), что подобная работа и аналогичная форма уроков применяются постоянно, и дети к ней привыкли, а не только ради пришедшей в школу делегации. Настолько отрепетировать материал, как порой это бывает, специально для открытого урока невозможно, тем более дискуссию, спор.

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

Упомянуть всех прекрасных учителей я в рамках этой статьи, конечно, не смогла. Их было гораздо, гораздо больше.

А у вас были учителя, которым вы хотели бы сказать слова благодарности? Можете поделиться рассказами о них в комментариях. Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.