Будь у вас выбор, какой бы телефон вы предпочли - от Apple или Huawei? У них зачастую одинаковый набор функций, а в некоторых аспектах Huawei даже перегоняет соперника. Но Apple дороже. Может, это что-то значит? И еще бы прикупить дорогой чехольчик, чтоб не опускать упасть в грязь лицом. А теперь задумайтесь - почему вы так решили? Почему, если есть выбор, вы предпочитаете брендовые вещи, а не их аналоги?
Эффект Веблена — демонстративное потребление, которое возникает при потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой. Такое потребление вызвано стремлением продемонстрировать исключительность индивида, который может себе позволить подобное потребление
Проще говоря, чем дороже вещь, которая считается роскошью, тем больше людей хотят ее получить. Люди считают, что такая вещь подчеркнет их статус и значимость в обществе, и предпочитают ее аналогам
В обычной жизни вы часто встречаетесь с эти эффектом. Особенно ему подвержена молодежь. Часто абсурдно дорогие вещи сметаются с полок буквально за считанные часы, а очереди за новый Айфоном растягиваются на километры. Про рынок "пали", или подделок оригинала я вообще молчу. Так почему люди так часто становятся фанатами того или иного бренда?
Все дело в мышлении. Ведь если Apple выпустит новый телефон, который будет стоить, к примеру, 15.000 рублей, у многих появиться закономерный вопрос: "Почему? Он что, стал хуже? Лучше куплю модель подороже...". То есть наш мозг испытывает дискомфорт, когда вещь, которая выглядит дорого, стоит дешево
Парадокс Веблена обычно возникает в сегменте покупателей, чья психика настроена на приобретение статусных вещей. Они замотивированы престижем определенной группы вещей. На практике же это выглядит, как приверженность какому-либо бренду. То есть, человек готов платить неоправданно высокую цену лишь за определенное имя
Так же тут примешана идея, что высокая цена говорит о повышении качества товара. Получается, даже человек с ограниченным бюджетом предпочтет более дорогой товар в надежде, что его качество не подведет
Возможно, свою роль играет эффект присоединения к мнению большинства. Например, идея покупки дорогого смартфона часто появляется, когда человек видит вокруг себя людей, которые его уже приобрели. Такому поведению зачастую подвержены внушаемые люди, для которых важно поведение представителей уважаемой ими группы людей, в основном эпатажных певцов, рейперов и звезд кино
Правда, не всегда ожидания соответствуют реальности. Куртка от известного бренда за 50.000 рублей зачастую не лучше, чем куртка за 6.000 рублей. Все в дело в нашем сознании и его способности смотреть на окружающий мир. Помните: единственная настоящая роскошь в наши дни - интеллект и критическое мышление
С вами был Петр Игнатеевский, который просто обожает Секондхенды)