Найти тему
Наша Вологда

«Пандемия страха»: доктор медицинских наук уверен, что паника опасней коронавируса

На­сколь­ко ве­ли­ка ре­аль­ная опас­ность ко­ро­на­ви­ру­са, и что при­ве­ло к его мас­со­во­му рас­про­стра­не­нию? Оправ­да­ны ли стра­хи перед новой ин­фек­ци­ей, от­ку­да они по­яви­лись, и что по­мо­жет по­бе­дить бо­лезнь? Док­тор ме­ди­цин­ских наук, про­фес­сор, ака­де­мик РАЕН Игорь Гун­да­ров вы­сту­пил на ре­сур­се «Сво­бод­ная прес­са» с раз­об­ла­че­ни­ем глав­ных мифов о ко­ро­на­ви­ру­се COVID-​19.

- В связи с ко­ро­на­ви­ру­сом бо­ят­ся смерт­но­сти. Но уми­ра­ют люди не от ко­ро­на­ви­ру­са, а от пнев­мо­нии. Она может быть вы­зва­на раз­ны­ми аген­та­ми мик­ро­ми­ра. Если по­смот­реть смерт­ность от пнев­мо­нии, на­чи­ная с 1990-​х годов, она почти по­сто­ян­ная. У нас еже­год­но пнев­мо­ния уно­сит 30−35 тысяч жиз­ней. В Китае сей­час от ко­ро­на­ви­ру­са умер­ли по­ряд­ка 4000 — это несо­по­ста­ви­мые цифры.

Про­фес­сор об­ра­ща­ет вни­ма­ние на явно «по­ста­но­воч­ные» сцены на экра­нах те­ле­ви­зо­ров, свя­зан­ные с COVID-​19. По его сло­вам, то, что мы видим се­го­дня, про­во­ци­ру­ет ре­аль­ную пан­де­мию — толь­ко не ви­рус­ной ин­фек­ции, а мас­со­во­го стра­ха.

- Для чего по­ка­зы­ва­ют ко­лон­ны во­ен­ных гру­зо­ви­ков с гру­же­ны­ми гро­ба­ми на ули­цах Рима? Ана­ли­зи­ру­ешь ста­ти­сти­ку, ока­зы­ва­ет­ся, что все эти ужасы - на­сто­я­щий фейк (в Ита­лии, по сло­вам док­то­ра, общий уро­вень смерт­но­сти по стране прак­ти­че­ски не из­ме­нил­ся — прим.авт.). Помню, пер­вая кар­тин­ка: мо­ло­дой че­ло­век, у него маска, рюк­зак, вдруг па­да­ет и уми­ра­ет. От пнев­мо­нии так не уми­ра­ют, - рас­суж­да­ет Гун­да­ров.

Как счи­та­ет про­фес­сор, ны­неш­ние па­ни­че­ские на­стро­е­ния в об­ще­стве вполне под­па­да­ют под по­ня­тие «неин­фек­ци­он­ная эпи­де­мия» - упро­щен­но го­во­ря, это мас­со­вый пси­хоз, ко­то­рый «за­ра­зен» по тому же прин­ци­пу, что и крик: «Пожар!» в толпе людей в за­кры­том по­ме­ще­нии. При­чем, страх не менее опа­сен для здо­ро­вья, чем сам ко­ро­на­ви­рус.

- Страш­ная ат­мо­сфе­ра тоски вы­зы­ва­ет па­де­ние им­му­ни­те­та. Им­мун­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка очень за­ви­сит от пси­хи­че­ско­го со­сто­я­ния, по­это­му па­ни­ка, ко­то­рую сей­час на­блю­да­ем, несо­мнен­но, вы­зо­вет уве­ли­че­ние смерт­но­сти, в том числе от ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний, - пре­ду­пре­жда­ет врач.

Чтобы по­бо­роть вспыш­ку COVID-​19, док­тор ре­ко­мен­ду­ет ре­ор­га­ни­зо­вать ме­ди­ци­ну для улуч­ше­ния ка­че­ства мед­по­мо­щи, все­рьез об­ра­тить вни­ма­ние на науку, ко­то­рая пока не от­ста­ла от за­пад­ной, а самим уче­ным — вы­сту­пить «еди­ным фрон­том»: объ­яс­нить людям, что про­ис­хо­дит, и при­звать их не стра­шить­ся якобы име­ю­щей место пан­де­мии.

- Ре­фор­мой долж­ны за­ни­мать­ся уче­ные, а не чи­нов­ни­ки от здра­во­охра­не­ния. Равно, как и пси­хо­ло­ги­че­ским со­сто­я­ни­ем об­ще­ства при вспыш­ках или ря­до­вых про­яв­ле­ни­ях той или иной бо­лез­ни. Здо­ро­вая пси­хи­ка, уме­ние про­ти­во­сто­ять пан­де­мии па­ни­ки — вот что, в первую оче­редь, укреп­ля­ет им­му­ни­тет. Зна­чит, по­мо­га­ет по­бо­роть бо­лезнь. В том числе и этот ко­ро­на­ви­рус, - поды­то­жил про­фес­сор.

Олег Ро­ди­о­нов

Наша справ­ка:

Офи­ци­аль­ные дан­ные Рос­ста­та по смерт­но­сти в Рос­сии за 2019 год.

- 442 609 че­ло­век умер­ли от ише­ми­че­ской бо­лез­ни серд­ца (в том числе от ин­фарк­та 54 001 чел.)

- 295 455 че­ло­век – от он­ко­ло­ги­че­ских за­бо­ле­ва­ний

- 260 794 че­ло­ве­ка – от це­ре­б­ро­вас­ку­ляр­ных бо­лез­ней

- 100 285 че­ло­век – от бо­лез­ней нерв­ной си­сте­мы

- 97 325 че­ло­век – от бо­лез­ней ор­га­нов пи­ще­ва­ре­ния

- 57 956 че­ло­век – от бо­лез­ней лег­ких (в т.ч. от пнев­мо­нии 23 352 че­ло­ве­ка)

- 31 159 че­ло­век от ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней

- 16 983 че­ло­ве­ка – со­вер­ши­ли са­мо­убий­ство

- более 6 450 че­ло­век (толь­ко офи­ци­аль­но) умер­ли от отрав­ле­ний ал­ко­го­лем

На­пом­ним, что за месяц «пан­де­мии ко­ро­на­ви­ру­са» в Рос­сии от COVID-​19 умер­ло чуть более 60 че­ло­век (0,82% от всех за­бо­лев­ших).

Полное интервью с Игорем Гундаровым: