Туроператоры: - "Мы не поняли юмора"
Турагенты: - "Мы не поняли туроператоров"
Туристы: - "Мы вообще ничего не поняли"
Так в настоящее время выглядит результат информационной паники по теме статьи. И если кто то, что то понимает в имеющемся мракобесии, то ему большой респект. Однако, попробуем разобраться
Гениальность принятия решений, даже самый важных, в России состоит в том, что после первоначальной эйфории, по поводу принятия документа (его безусловно ждали все участники рынка), приходит понимание, что непонятно, что делать с тем, что приняли.
Ну правда! То, что приняли хоть что то, это хорошо. Это я о Распоряжениях № 989-р от 04.04.2020 и 909-р от 8.04.2020г и Постановлении № 461 от 8.04.2020. ссылка на мою статью
Не надо смеяться, даже нервно. Пусть и "велосипед с одним колесом", но ехать как то можно"
Мы благодарны Правительству, Минэкономразвитию, Ростуризму за принятие важных документов, в непростое для отрасли время, говорят профессиональные участники рынка. Теперь есть "дорожная карта" для решения вопроса с аннулированными турами в апреле-мае.
А теперь разберемся в реакции, тех, чьи интересы данные документы затрагивают напрямую. - туроператоров, турагентов и главное туристов
Реакция туроператоров
(вот уж кто вроде должен радоваться. Распечать ФПО разрешили, денег выделяют, согласно Распоряжению №909р, аж 3,5млрд. рублей )
Но, судя по отзывам и комментариям, туроператоры "немножко" озадачены. Просили, писали, передавали в Правительство предложения и пожелания через АТОР и РСТ. Но получили, что получили.
По данным портала tourdom.ru реакция представителей туроператоров более чем озадаченная:
Сложность ситуации в том, что желающие прибегнуть к накоплениям в фонде, созданном на счетах «Турпомощи» на случай банкротства ее членов, должны уже до 15 апреля пополнить свою «копилку» в соответствии с докризисными регламентами. Это в текущей ситуации для многих крайне обременительно. Тем более что сами правила распределения средств туристам неизвестны.
Например, Генеральный директор туроператора Space Travel - Артур Мурадян, известный в турсообществе своими инициативами, в комментариях информационной службе "Банко" заявил:
«В принципе ФПО – это деньги туроператоров, поэтому рассматривать возможность выдать нам их – это приписать победу в войне, в которой ты не участвовал».
И правда, экономической логики в том, чтобы забрать средства из фондов, предварительно пополнив их, туроператоры по выездному туризму чаще всего не видят. Конечно, внести еще в среднем 1\4 от взноса за 2020г, мало кого радует. Поэтому применительно к Распоряжение №989-р туроператоры, больше удивляются предложенному механизму, чем смотрят оптимистически.
Кроме того, за 2,5 года существования ФПО в нем накоплено недостаточно средств, которые позволили бы полностью расплатиться с туристами. «Объемы отчислений у всех туроператоров разные. У кого-то миллионы, у кого-то копейки. Это зависит от того, как компании вели свою деятельность. Выйдет так, что туристы в лучшем случае получат до 7% от стоимости реализованных туроператором туров. По сравнению с требованиями, которые предъявляют клиенты, это небольшие суммы», – комментирует генеральный директор «Пегаса» Анна Подгорная.
Представители туроператорв обращают внимание, что ожидания широкой общественности, депутатов и властей от выплат по аннулированным турам из ФПО туроператоров очень завышены. Поэтому в турсообществе неоднократно подвергалось критике высказывание Главы комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаила Дегтярева о том, что туристы, отказавшиеся от туров, получат свои деньги за них полностью.
Реакция турагентов
(эти ребята находятся между молотом и наковальней, успокаивают туристов, помогают писать претензии, держат обратную связь с туроператорами. Но самое главное, будут вынуждены расстаться со своей выручкой за предыдущие месяцы (агентским вознаграждением), которое придется вернуть туристам за аннулированые туры)
Турагентства удивлены поведением и предложениями туроператоров, точнее отсутствием вразумительной обратной связи.
По словам турагентов, пока что со стороны туроператоров были заморожены выплаты по всем возвратам денежных средств и фактически в добровольно-принудительном порядке предложено депонирование средств и (или) перенос дат путешествий на более поздний срок для туристов. Особенно это забавно смотрится на фоне последних новостей от СМИ, вещающих о 100% возврате средств по Распоряжению Правительства. К примеру, буквально вчера ряд туроператов: TUI, Coral travel, Sunmar, разместили на своих сайтах информацию о возможности восстановления аннулированых заявок и переноса их на другие более поздние даты. Анекс тур, Пегас, еще ранее, в личном кабинете агентства к каждой заявке подгрузили "Гарантийные обязательства" по депонированию средств для будущих заявок. Так поступили практически все, работающие на рынке туроператоры.
Единственным, кто высказался о возвратах денег, был "Библио Глобус". И тот заморозил выплаты на 60 дней по окончанию режима самоизоляции
Но больше всего турагенты не понимают, как будут производится выплаты из ФПО туроператоров, в каком порядке и размере, т.к. видят, что сумм, зарезервированных туроператорами в ФПО, хватит не более чем на 5% от общего объема, предполагаемых возвратов туристам, а дальше что? Остальных "кинут", а если "кинут" то по какому принципу?
Кстати, сообщество турагентов тоже неоднородно и страсти в обсуждениях кипят те еще. И в группах facebook, VK дискуссии идут не на жизнь, а на смерть. Порой возмущению агентов не хватает предела. Вот, например, в дискуссиях сообщества «Трэвел Президиум» , высказываясь о мерах Правительства Андрей Якубов написал:
То есть по факту у туроператоров (через ФПО) будет два базовых варианта:
1) или всем туристам выплатить (условно) – по 5–7% от стоимости туров, остальное «простить»;
2) или выплатить только 5–7% туристов полную стоимость тура, остальных «послать в сад».
Какой вариант лучше?
Вопрос из серии: «Застрелиться в ухо или в глаз?»
теперь о главных лицах туристического кризиса, о туристах
А Туристы - вообще ничего не понимают из всего этого мракобесия
(вот уж к кому необходимо отнестись с сочувствием и пониманием)
Они заплатили деньги и в результате ни отдыха, ни денег. И перспективы их возврата очень "радужные". Поток дезинформации на них льется колоссальный.
С одной стороны СМИ центральных каналов, желтая пресса, интернет издания пестрят заголовками "Правительство распорядилось вернуть деньги туристам в полном объеме". Все поголовно ссылаются на Распоряжение Правительства №989-р от 04.04.2020г.
Такое впечатление, что дальше заголовка Распоряжение никто не прочитал, и о чем идет речь не увидел.
для всех желающих ссылка на мою статью по этой теме
С экрана телевизора выступают авторитетные люди, такие как глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев и с полной уверенностью сообщает, что Дума приняла закон (дело было 31 марта) о том, что туристы, отказавшиеся от туров, получат свои деньги за них полностью (речь о турах за апрель-май). Что это пиар, хайп, или желание выдать желаемое за действительное, или то, что сказал депутат, просто часть его комментария к Закону, принятому Государственной Думой и его "немножко" подправили для эффектности восприятия, я не знаю.
С другой стороны юристы наперебой уверяют туристов, что если обратиться в суд, то деньги непременно вернут. У вас 100% шансы.
Объективные ссылки на ГК РФ, Статьи 9, 10, 11.8 и 14 ФЗ "Об основах туристской деятельности"- справедливы. И там действительно говорится о правах туриста и (или) заказчика тура на полный возврат денежных средств. Но:
- Во первых, шансы 100% не бывают никогда, даже в очень перспективных делах
- Во вторых, даже выиграв суд, необходимо получить деньги от ответчика, по решению Суда. А то складывается впечатление, что деньги выдает прямо сам Суд в зале заседания!
Это прям улыбает.
О том какие риски и приключения, ожидают туристов, собравшихся решить вопрос выплат через исковое обращение в Суд, я расскажу в следующей статье. Слишком объемная информация и требующая более детального внимания (так что смотрите, читайте, мотайте на ус!)
С третье стороны турагенты, пытающиеся исполнить свои обязательства перед туристами, озвучивают предложения туроператоров о "заморозке" денежных средств на счетах туроператоров до 2021г или перенос, стоимости оплаченной заявки на более поздний срок. А что собственно они еще могут предложить, если других вариантов туроператоры не предлагают. На вопрос туристов: " Какие гарантии исполнения обязательств". Турагенты могут только пожать плечами, и в лучшем случае распечатать им "Гарантийное письмо" туроператора. Действительно, никаких правовых оснований для гарантий по подобным обязательствам законодательством РФ не предусмотрено. Исключением является дополнительное соглашение к договору реализации турпродукта, с согласованными сроками поездки (новыми сроками)! С другой стороны, а какие у вас гарантии воспользоваться услугой, когда вы в обычном порядке приобретаете турпакет?
Справочно: В Германии и Франции на законодательном уровне приняли решение о гарантийных обязательствах правительств, указанных стран, в исполнении обязательств по подобным сертификатам туроператоров
Ну не пошли мы по такому пути.. У нас свой путь. И правительство "изобрело одноколесный велосипед" (в виде 3-х документов по решении кризисной ситуации), на котором не все смогут ехать.
Решение ситуации от Регулятора
Быть может в Ростуризме, являющемся фактически Регулятором в туризме знают, как быть в сложившейся ситуации. И Вот оно! Глава Ростуризма Зарина Догузова выступила на пресс конференции, посвященной принятым Распоряжениям Правительства и прокомментировала их, см мою статью
По сообщению агентства Interfax от 8 апреля - Глава Ростуризма Зарина Догузова призвала россиян переносить оплаченные туры, а не отменять их, она объяснила, что это компромиссное решение, которое будет выгодно и им, и бизнесу.
В добавление к этому, 10 апреля, согласно сообщению агентства interfax-Russia.ru пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) -Ирина Тюрина, выступила с комментарием. По ее словам, турист получит деньги за возврат туров не раньше чем через 8 месяцев, после подачи туроператором уведомления в "Турпомощь", те не раньше декабря 2020 года
Если средств не хватит на все выплаты, то турист может получить только часть стоимости путевки. В результате получаетсся, что перенести тур выгоднее, чем пытаться получить деньги из фондов персональной ответственности.."
Как вы считаете, кому верить, и как поступать в сложившейся ситуации?
Очень жду ваших комментариев.
Подписывайтесь на мой канал, здесь будет еще много интересного и познавательного. Ставьте лайки.
До новых встреч!