Найти тему
Папаша Ньюс

Как за путевки деньги вернут?!

Туроператоры: - "Мы не поняли юмора"

Турагенты: - "Мы не поняли туроператоров"

Туристы: - "Мы вообще ничего не поняли"

Так в настоящее время выглядит результат информационной паники по теме статьи. И если кто то, что то понимает в имеющемся мракобесии, то ему большой респект. Однако, попробуем разобраться

изображение взято из открытых источников internet
изображение взято из открытых источников internet

Гениальность принятия решений, даже самый важных, в России состоит в том, что после первоначальной эйфории, по поводу принятия документа (его безусловно ждали все участники рынка), приходит понимание, что непонятно, что делать с тем, что приняли.

Ну правда! То, что приняли хоть что то, это хорошо. Это я о Распоряжениях № 989-р от 04.04.2020 и 909-р от 8.04.2020г и Постановлении № 461 от 8.04.2020. ссылка на мою статью

Не надо смеяться, даже нервно. Пусть и "велосипед с одним колесом", но ехать как то можно"

Мы благодарны Правительству, Минэкономразвитию, Ростуризму за принятие важных документов, в непростое для отрасли время, говорят профессиональные участники рынка. Теперь есть "дорожная карта" для решения вопроса с аннулированными турами в апреле-мае.

А теперь разберемся в реакции, тех, чьи интересы данные документы затрагивают напрямую. - туроператоров, турагентов и главное туристов

Реакция туроператоров

(вот уж кто вроде должен радоваться. Распечать ФПО разрешили, денег выделяют, согласно Распоряжению №909р, аж 3,5млрд. рублей )

Но, судя по отзывам и комментариям, туроператоры "немножко" озадачены. Просили, писали, передавали в Правительство предложения и пожелания через АТОР и РСТ. Но получили, что получили.

По данным портала tourdom.ru реакция представителей туроператоров более чем озадаченная:

Сложность ситуации в том, что желающие прибегнуть к накоплениям в фонде, созданном на счетах «Турпомощи» на случай банкротства ее членов, должны уже до 15 апреля пополнить свою «копилку» в соответствии с докризисными регламентами. Это в текущей ситуации для многих крайне обременительно. Тем более что сами правила распределения средств туристам неизвестны.

Например, Генеральный директор туроператора Space Travel - Артур Мурадян, известный в турсообществе своими инициативами, в комментариях информационной службе "Банко" заявил:

Артур Мурадян - Генеральный директор туроператора Space Travel. фото взято из открытых источников internet
Артур Мурадян - Генеральный директор туроператора Space Travel. фото взято из открытых источников internet
«В принципе ФПО – это деньги туроператоров, поэтому рассматривать возможность выдать нам их – это приписать победу в войне, в которой ты не участвовал».

И правда, экономической логики в том, чтобы забрать средства из фондов, предварительно пополнив их, туроператоры по выездному туризму чаще всего не видят. Конечно, внести еще в среднем 1\4 от взноса за 2020г, мало кого радует. Поэтому применительно к Распоряжение №989-р туроператоры, больше удивляются предложенному механизму, чем смотрят оптимистически.

Анна Подгорная - Генеральный директор туроператора Pegas Touristic. Фото взято из открытых источников Internet
Анна Подгорная - Генеральный директор туроператора Pegas Touristic. Фото взято из открытых источников Internet
Кроме того, за 2,5 года существования ФПО в нем накоплено недостаточно средств, которые позволили бы полностью расплатиться с туристами. «Объемы отчислений у всех туроператоров разные. У кого-то миллионы, у кого-то копейки. Это зависит от того, как компании вели свою деятельность. Выйдет так, что туристы в лучшем случае получат до 7% от стоимости реализованных туроператором туров. По сравнению с требованиями, которые предъявляют клиенты, это небольшие суммы», – комментирует генеральный директор «Пегаса» Анна Подгорная.

Представители туроператорв обращают внимание, что ожидания широкой общественности, депутатов и властей от выплат по аннулированным турам из ФПО туроператоров очень завышены. Поэтому в турсообществе неоднократно подвергалось критике высказывание Главы комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаила Дегтярева о том, что туристы, отказавшиеся от туров, получат свои деньги за них полностью.

Реакция турагентов

(эти ребята находятся между молотом и наковальней, успокаивают туристов, помогают писать претензии, держат обратную связь с туроператорами. Но самое главное, будут вынуждены расстаться со своей выручкой за предыдущие месяцы (агентским вознаграждением), которое придется вернуть туристам за аннулированые туры)

турагент. изображение взято из открытых источников internet
турагент. изображение взято из открытых источников internet

Турагентства удивлены поведением и предложениями туроператоров, точнее отсутствием вразумительной обратной связи.

По словам турагентов, пока что со стороны туроператоров были заморожены выплаты по всем возвратам денежных средств и фактически в добровольно-принудительном порядке предложено депонирование средств и (или) перенос дат путешествий на более поздний срок для туристов. Особенно это забавно смотрится на фоне последних новостей от СМИ, вещающих о 100% возврате средств по Распоряжению Правительства. К примеру, буквально вчера ряд туроператов: TUI, Coral travel, Sunmar, разместили на своих сайтах информацию о возможности восстановления аннулированых заявок и переноса их на другие более поздние даты. Анекс тур, Пегас, еще ранее, в личном кабинете агентства к каждой заявке подгрузили "Гарантийные обязательства" по депонированию средств для будущих заявок. Так поступили практически все, работающие на рынке туроператоры.

Единственным, кто высказался о возвратах денег, был "Библио Глобус". И тот заморозил выплаты на 60 дней по окончанию режима самоизоляции

изображение взято из открытых источников internet
изображение взято из открытых источников internet

Но больше всего турагенты не понимают, как будут производится выплаты из ФПО туроператоров, в каком порядке и размере, т.к. видят, что сумм, зарезервированных туроператорами в ФПО, хватит не более чем на 5% от общего объема, предполагаемых возвратов туристам, а дальше что? Остальных "кинут", а если "кинут" то по какому принципу?

Кстати, сообщество турагентов тоже неоднородно и страсти в обсуждениях кипят те еще. И в группах facebook, VK дискуссии идут не на жизнь, а на смерть. Порой возмущению агентов не хватает предела. Вот, например, в дискуссиях сообщества «Трэвел Президиум» , высказываясь о мерах Правительства Андрей Якубов написал:

То есть по факту у туроператоров (через ФПО) будет два базовых варианта:
1) или всем туристам выплатить (условно) – по 5–7% от стоимости туров, остальное «простить»;
2) или выплатить только 5–7% туристов полную стоимость тура, остальных «послать в сад».
Какой вариант лучше?
Вопрос из серии:
«Застрелиться в ухо или в глаз?»

теперь о главных лицах туристического кризиса, о туристах

А Туристы - вообще ничего не понимают из всего этого мракобесия

(вот уж к кому необходимо отнестись с сочувствием и пониманием)

Они заплатили деньги и в результате ни отдыха, ни денег. И перспективы их возврата очень "радужные". Поток дезинформации на них льется колоссальный.

С одной стороны СМИ центральных каналов, желтая пресса, интернет издания пестрят заголовками "Правительство распорядилось вернуть деньги туристам в полном объеме". Все поголовно ссылаются на Распоряжение Правительства №989-р от 04.04.2020г.

Такое впечатление, что дальше заголовка Распоряжение никто не прочитал, и о чем идет речь не увидел.

для всех желающих ссылка на мою статью по этой теме

С экрана телевизора выступают авторитетные люди, такие как глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев и с полной уверенностью сообщает, что Дума приняла закон (дело было 31 марта) о том, что туристы, отказавшиеся от туров, получат свои деньги за них полностью (речь о турах за апрель-май). Что это пиар, хайп, или желание выдать желаемое за действительное, или то, что сказал депутат, просто часть его комментария к Закону, принятому Государственной Думой и его "немножко" подправили для эффектности восприятия, я не знаю.

С другой стороны юристы наперебой уверяют туристов, что если обратиться в суд, то деньги непременно вернут. У вас 100% шансы.

Объективные ссылки на ГК РФ, Статьи 9, 10, 11.8 и 14 ФЗ "Об основах туристской деятельности"- справедливы. И там действительно говорится о правах туриста и (или) заказчика тура на полный возврат денежных средств. Но:

  • Во первых, шансы 100% не бывают никогда, даже в очень перспективных делах
  • Во вторых, даже выиграв суд, необходимо получить деньги от ответчика, по решению Суда. А то складывается впечатление, что деньги выдает прямо сам Суд в зале заседания!

Это прям улыбает.

О том какие риски и приключения, ожидают туристов, собравшихся решить вопрос выплат через исковое обращение в Суд, я расскажу в следующей статье. Слишком объемная информация и требующая более детального внимания (так что смотрите, читайте, мотайте на ус!)

С третье стороны турагенты, пытающиеся исполнить свои обязательства перед туристами, озвучивают предложения туроператоров о "заморозке" денежных средств на счетах туроператоров до 2021г или перенос, стоимости оплаченной заявки на более поздний срок. А что собственно они еще могут предложить, если других вариантов туроператоры не предлагают. На вопрос туристов: " Какие гарантии исполнения обязательств". Турагенты могут только пожать плечами, и в лучшем случае распечатать им "Гарантийное письмо" туроператора. Действительно, никаких правовых оснований для гарантий по подобным обязательствам законодательством РФ не предусмотрено. Исключением является дополнительное соглашение к договору реализации турпродукта, с согласованными сроками поездки (новыми сроками)! С другой стороны, а какие у вас гарантии воспользоваться услугой, когда вы в обычном порядке приобретаете турпакет?

Справочно: В Германии и Франции на законодательном уровне приняли решение о гарантийных обязательствах правительств, указанных стран, в исполнении обязательств по подобным сертификатам туроператоров

Ну не пошли мы по такому пути.. У нас свой путь. И правительство "изобрело одноколесный велосипед" (в виде 3-х документов по решении кризисной ситуации), на котором не все смогут ехать.

Решение ситуации от Регулятора

Быть может в Ростуризме, являющемся фактически Регулятором в туризме знают, как быть в сложившейся ситуации. И Вот оно! Глава Ростуризма Зарина Догузова выступила на пресс конференции, посвященной принятым Распоряжениям Правительства и прокомментировала их, см мою статью

Зарина Догузова - Глава Ростуризма. Фото взято из открытых источников internet
Зарина Догузова - Глава Ростуризма. Фото взято из открытых источников internet

По сообщению агентства Interfax от 8 апреля - Глава Ростуризма Зарина Догузова призвала россиян переносить оплаченные туры, а не отменять их, она объяснила, что это компромиссное решение, которое будет выгодно и им, и бизнесу.

В добавление к этому, 10 апреля, согласно сообщению агентства interfax-Russia.ru пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) -Ирина Тюрина, выступила с комментарием. По ее словам, турист получит деньги за возврат туров не раньше чем через 8 месяцев, после подачи туроператором уведомления в "Турпомощь", те не раньше декабря 2020 года

Ирина Тюрина - пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. фото взято из открытых источников internet
Ирина Тюрина - пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. фото взято из открытых источников internet
Если средств не хватит на все выплаты, то турист может получить только часть стоимости путевки. В результате получаетсся, что перенести тур выгоднее, чем пытаться получить деньги из фондов персональной ответственности.."

Как вы считаете, кому верить, и как поступать в сложившейся ситуации?

Очень жду ваших комментариев.

Подписывайтесь на мой канал, здесь будет еще много интересного и познавательного. Ставьте лайки.

До новых встреч!