Найти тему
Иранский Мир

Миссия Абу Муслима

Постепенно Иранцы стали искать и более прямолинейных способов восстановить свою культурную идентичность и вернуть себе политическую независимость, хотя на сей раз в новом контексте, уже предполагающем признание ислама как доминирующей религии. Ислам
укоренился более чем за столетие в Иране настолько глубоко, что до настоящего времени остается безусловной и доминирующей религиозной формой. Но это уже во многом особый ислам — иранский. Шииты, в глазах которых омейядская династия была не только нелегитимной, но и преступной, так как она была главным противником партии Имама 'Али и Алидов, то есть собственно ши'а как таковой, естественно, с самого начала заняли активную позицию
в свержении Омейядов. На Омейядах была кровь святых имамов, и это заставляло шиитов искать союза с любыми силами (в том числе и с суннитами Аббасидами) для борьбы против главного врага Показательно, что и в этническом, и в династическом смысле в роду имамов появляется Иранский след. Третий имам Аль-Хусейн ибн Али аль-Курайши (626 — 680), младший сын 'Али, одной из жен имел дочь последнего сасанидского шаханшаха Йездигерда III царевну Шахр Бану, которая и стала матерью единственного выжившего потомка имама Хусейна четвертого имама Абуль-Хасан Али ибн Хусейн аль-Курайши (658 — 712). Таким образом, шиитский род по линии потомков Хусейна, считающийся главным в ортодоксальном шиизме, в своем истоке имел не просто Иранскую, но царскую, шахскую кровь. Поэтому шиизм и Иранская идея сближаются практически с самого первого этапа арабских нашествий и солидарно оказываются в оппозиции к Омейядскому халифату. Конец Омейядского халифата также связан с Иранцами. Именно Иранец Абу Муслим (700 — 755), занимавший малое положение в обществе, начал вооруженное восстание в Восточном Иране, что, в конце концов, привело к падению Омейядов. В то время четырнадцатым халифом династии был Марван II (688 — 750). Абу Муслим был последователем крайнего шиитского гностика Мугира бен Саида из Куфы, учившего о божественности имамов, развивавшего метафизику священных букв и одновременно бывшего активным противником династии Омейядов, считая их свержение важнейшей религиозно политической и даже эсхатологической задачей. Мугира бен Саид был близок к пятому имаму Мухаммаду аль-Бакиру (676 — 732), но разошелся с шестым имамом Джафар ас Садыком (702 — 765), который оставил ряд текстов, обвиняющих его в отступлении от исламской ортодоксии. В любом случае важно, что Абу Муслим был не просто шиитом, но принадлежал к радикальному мистико-революционному течению в рамках шиизма — Мугирийя. Абу Муслим сходится тесно с Аббасидами, представителями знатного арабского рода из племени Курейшитов (от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда) и противниками Омейядов и начинает вместе с ними подготовку к свержению власти. В частности, он был близок к первому Аббасидскому халифу Абуль Аббасу ас-Саффаху (722 — 754) Приехав в Хорасан, Абу Муслим сплотил вокруг себя шиитов и другие силы, стремившиеся сбросить Омейядов, и в 747 году поднял восстание. Символом восставших стало черное знамя, означающее скорбь шиитов по поводу мученической смерти имамов. Выражение «черные знамена Хорасана» приобрело в Иранской истории особое значение как образ борьбы за свободу и независимость всего народа. Абу Муслим сплотил вокруг себя как Иранцев, так и недовольных Омейядами арабов и стал главной силой в свержении Омейядского халифата и в приведении шиитов к власти. Продемонстрировав талант военачальника, Абу Муслим овладел Мервом, в 748 году взял Нишапур и Туе, в начале 750 года наголову разбил Омейядов на реке Большой Заб, а позднее принимал участие в штурме Дамаска. В конце концов, Омейяды были разгромлены, и в этом же году Аббасиды упразднили их власть на всей территории халифата, кроме крайнего Запада — Аль Андалуса (Иберийский халифат) Абуль Аббас ас-Саффах в благодарность за поддержку в свержении Омейядов назначил Абу Муслима наместником провинции Хорасан. Однако второй Аббасидский халиф, Абу Джафар аль-Мансур (712 — 775), предательски убил Абу Муслима, видя в нем слишком влиятельную и самостоятельную политическую фигуру, что лишь
подчеркивает его значение и масштаб. Именно Иранцы, возглавляемые Иранцем, сыграли ключевую роль в создании Аббасидского халифата. Это политическое измерение роли Иранцев в создании Аббасидского халифата дублировалось в философской сфере активным и подчас решающим влиянием Иранцев в создании того исламского универсализма, выработка которого составляла цивилизационный смысл Аббасидской эпохи. Показательно, что после убийства Абу Муслима в Персии произошла целая цепь восстаний, известных как восстания «товарищей Абу Муслима». Все они были окрашены в эсхатологические тона и имели ярко выраженный религиозный (шиитский и подчас открыто зороастрийский) и этнический (иранский) характер. Абу Муслим старался объединить вокруг себя суннитов, шиитов, христиан и зороастрийцев, возможно, он сам был сторонником универсального интегрирующего понимания
ислама в оптике Иранизма. Именно разработка такого универсального ислама в последующие 500 лет и стала исторической задачей Аббасидского халифата, созданию которого Абу Муслим столь поспособствовал.