Найти в Дзене
Фонд "Выход"

8 неочевидных признаков аутизма, которые мы «упустили»

Согласно последним данным исследований, диагноз «аутизм» можно поставить уже в 1,5 года, но еще до этого возраста у детей зачастую есть признаки потенциального риска. Тина Веласкес, мама сына с аутизмом, рассказывает о возможных признаках аутизма, которые были у ее ребенка задолго до диагноза.

Вы знали, что еще до года у детей с аутизмом часто проявляются симптомы? Вы можете определить эти «тревожные сигналы»? Мой сын всегда довольно неплохо смотрел в глаза, ему очень нравился физический контакт, так что до его диагноза я была уверена, что аутизм точно к нему не относится. Только позднее я поняла, что практически с рождения у него были некоторые не такие очевидные признаки.

Вот 8 признаков аутизма, которые мы упустили:

1. Желудочно-кишечные проблемы.

«Скорая, что у вас случилось?» Это слова, которые не хочет слышать ни один родитель. Однажды я покормила Джейкоба и положила его в свою кровать, и он словно начал задыхаться. Но ему был только один месяц, как он мог подавиться? Ему явно было трудно сделать вдох, его личико покраснело. Я начала кричать мужу, чтобы он вызывал скорую. Во время беременности я прошла курсы неотложной помощи младенцам и пыталась вспомнить, что мне там рассказывали, когда Джейкоб внезапно начал плакать. Прежде чем я успела вздохнуть с облегчением, он снова начал задыхаться. Казалось, что это продолжается целую вечность, пока не прибыла скорая. Приступ остановился в скорой, и Джейкоб, наконец, уснул. Я смотрела, как подымается и опускается его грудь, и не могла отвести взгляд, мне казалось, что стоит мне моргнуть, как он снова перестанет дышать. Наконец, мы приехали в больницу, и врач сказал два слова - гастроэзофагеальный рефлюкс. Это значит, что Джейкоб давился желудочной кислотой.

Конечно, это заболевание не было симптомом аутизма, но тогда мы еще не знали, что желудочно-кишечные нарушения гораздо чаще встречаются у детей в спектре аутизма. Разумеется, у вашего ребенка может быть рефлюкс без аутизма. Однако в комбинации с другими симптомами это может быть тревожным сигналом.

2. Сенсорные проблемы с едой.

Когда пришло время отлучать Джейкоба от груди, все прошло очень гладко! Он отлично ел жидкие пюре из батата, морковки и горошка. Но когда пришло время переходить на более твердую пищу, начались проблемы. Если ему попадался хоть один твердый кусочек, Джейкоба начинало рвать так сильно, что у него лицо синело. В итоге, у него диагностировали расстройство питания и начали терапию. Нам сказали, что ему трудно жевать и глотать еду из-за рефлюкса. Впервые Джейкоб начал жевать еду (кусочек сырной палочки), когда ему было 3 года. Это кажется пустяком, но мы были в таком восторге, что закатили вечеринку для нашего мальчика!

Тем не менее, нам понадобились годы терапии и упорной работы, прежде чем его перестало рвать, и он начал терпимо относиться к разным вкусам и текстурам еды. Только после диагностики аутизма мы узнали, что у многих аутичных детей есть серьезные проблемы с едой.

3. Отсутствия ползания.

Малыши обычно начинают ползать в возрасте от 7 до 10 месяцев. Однако Джейкоб никогда не ползал. Я часто говорю, что он не ползал и не ходил – он сразу побежал! Врачи говорили нам, что это нормально, некоторые дети никогда не ползают. Мы объясняли себе, что он просто захотел «сразу встать» и пропустил этот этап.

Однако в книге «У вашего малыша есть аутизм? Выявление самых ранних признаков аутизма» Филип Титлбаум рассказывает о том, как он анализировал домашние видео 18 детей, у которых диагностировали аутизм, и домашние видео 17 детей, у которых не было аутизма. Он приходит к выводу, что «отсутствие ползания или задержка на стадии «армейского ползания» - частое явление среди детей, у которых впоследствии диагностируется расстройство аутистического спектра (РАС)».

.4. Задержка или отсутствие этапов психического развития.

Мы раньше думали, что это очень мило, что Джейкоб все трогает большими пальцами. Он никогда не показывал указательным пальцем. Если я пыталась что-то ему показать, то он смотрел на мой палец, он не следовал взглядом на предмет, к которому я пыталась привлечь его внимание. Согласно Центру контроля заболеваемости США, один из симптомов аутизма у детей – к 14 месяцам ребенок не указывает на предметы, чтобы проявить свой интерес.

5. «Откаты» в речи.

Мой сын начал мило гулить аккурат в 2 месяца. В шесть месяцев он говорил «баба» и «папа». В 9 месяцев он прекратил говорить совсем. Когда я говорила со специалистами об этом, они отвечали, что «он же мальчик, мальчики позднее начинают говорить» или «это ваш первый ребенок, вот у вас и паранойя».

Однако когда Джейкобу исполнилось 18 месяцев, я знала, что что-то не в порядке. И мальчики, и девочки его возраста уже говорили фразы из трех слов, некоторые даже говорили полноценные предложения. Я требовала направлений и с большим трудом добилась, что в 22 месяца Джейкоб начал заниматься с логопедом.

Оглядываясь назад, я жалею, что вообще прислушивалась к опасным советам из серии «просто подождите и понаблюдайте». Как сказал доктор Брайан Уделл: «Если ребенок начал говорить, но у него отсутствует прогресс, то это может быть поводом для беспокойства. Но если речь исчезает, это в принципе не может быть нормальным. Точка».

6. Повторяющееся поведение.

О эта любовь к вентиляторам! Джейкоб никогда по-настоящему не играл с игрушками, но он просто обожал вентиляторы. Он не мог досмотреть до конца мультик про Микки Мауса, но он мог смотреть как крутится вентилятор часами. Когда мы ходили к друзьям или родственникам в гости, он сразу же начинал бегать из комнаты в комнату в поиске вентиляторов. Он также был неравнодушен к фонарям и часто требовал, чтобы все лампы снаружи нашего дома горели… в течение дня.

Он также настаивал на рутинных повторениях одних и тех же действий, особенно перед сном. Например, мы должны были бросить в его кроватку синий кубик, потом красную букву М, потом плюшевого динозавра. Обязательно в этом порядке. Если мы нарушали последовательность, он и близко к кровати отказывался подходить, но если мы все делали правильно, то Джейкоб сразу же расслаблялся.

Помню, как я гадала, может ли у такого маленького ребенка быть обсессивно-компульсивное расстройство. Я помнила, что на лекции по детскому развитию нам рассказывали, что маленьким детям очень важен режим, и они нуждаются в стабильной и предсказуемой обстановке. Это и заверения врачей, что все в порядке, помешали мне забить тревогу.

7. Низкий мышечный тонус.

Джейкоб был активным, но одновременно казался вялым. Иногда он падал вперед прямо на лоб. Я думала, что из-за возраста у него просто еще нет рефлекса выставлять вперед руки. Когда он начал ходить, он казался крайне неуклюжим. Мы считали, что он просто слишком быстро двигается, и поэтому ему трудно сохранять баланс. Он никогда не выставлял руки как опору при падении. Это приводило к куче шишек, синяков, паре сколотых зубов и отличной физической нагрузке для мамы!

Через год после того, как Джейкобу поставили диагноз, Институт Кеннеди Крюгера в Балтиморе опубликовал исследование о том, что простой тест «на запрокидывание головы» может предсказывать риск аутизма у младенцев. Ученые выполняли задание, когда детей, лежащих на спине, тянули за руки в сидячее положение. Детей тестировали таким образом в 6, 14 и 24 месяца. Оказалось, что у 90% детей, у которых потом диагностировали аутизм, во время этого теста голова запрокидывалась назад.

8. Крайняя чувствительность к шуму.

После первого дня рождения Джейкоба мы начали замечать, что он становится все более чувствительным к шуму. Он не выносил звук смыва воды в унитазе или лай собак, так что мы научили его закрывать уши руками. Я тоже была чувствительна к шуму в детстве, так что я ему очень сочувствовала. Чувствительность только увеличивалась с возрастом. Дошло до того, что он убегал из ванны до смыва и стремительно убегал в дом, если над нами пролетал самолет.

В конце концов, мы решили, что пора показать его специалисту. Честно говоря, я все еще не верила, что ему поставят какой-то диагноз. Ему было лишь 4 года. Конечно, у него было повторяющееся поведение, и он не выносил громкие звуки, но он ведь такой умный. В год он мог показать все 50 штатов на карте, когда мы их называли, он также показывал все семь континентов и все девять планет (тогда Плутон еще считался за планету).

Однако ему поставили диагноз. В декабре 2011 года врач сказала, что у Джейкоба атипичный аутизм. Она объяснила, что это форма аутизма, вроде синдрома Аспергера, но с задержкой речи.

Любой из вышеперечисленных признаков не говорит о том, что у ребенка аутизм. Каждый ребенок уникален, а аутизм – это целый спектр. Только квалифицированный специалист может поставить диагноз. Однако все исследования указывают на то, что раннее вмешательство – это ключ к наиболее эффективной помощи детям с аутизмом, и чем раньше оказывается помощь, тем лучше прогноз для дальнейшего качества жизни.

Если вас беспокоит, что у ребенка задержка по каким-то этапам развития, или вы не уверены, на что надо обратить внимание – поговорите со специалистом. Вероятно, я всегда буду жалеть о том, что я пропустила эти «тревожные звонки», которые сейчас кажутся такими очевидным. Но я рада, что после диагноза мы сразу же начали действовать.

Самый главный вывод, который я сделала из нашей истории – надо действовать быстро, лучше раньше, чем позже. Возможно, это наилучшее решение для родителей, когда речь идет об отличиях или задержке в развитии. Если наш малыш отстает по каким-то этапам развития, мы должны говорить об этом и требовать помощи. Наша активность и настойчивость – это главная надежда наших детей на полноценную и самостоятельную жизнь.

Источник: The Mighty