"В советских ведомственных самолетах спальни были полноценные, там не стыдно было даму на танец пригласить".
Несколько лет назад мне посчастливилось взять интервью у самого на тот момент одиозного политика Алексея Митрофанова. Его эрудированности позавидовала бы Большая советская энциклопедия, невероятно интересный собеседник. Этот человек, с детства летавший на правительственных самолетах, раскрыл совершенно неизвестную историю авиации в СССР.
Небо. Самолет. Девушка: Вашему отцу – высокопоставленному чиновнику Госплана – полагался ведомственный самолет, на котором, вероятно, летали и вы. VIP-авиация в Советском Союзе сильно отличалась от современной?
Алексей Митрофанов: Я неоднократно говорил, что бизнес-авиация в Союзе была лучше развита. Я вообще считаю, что за мои годы, а я летаю с четырех лет, то есть за последние 45 лет, произошла деградация VIP-авиации. В моем понимании. Во-первых, за это время не выросла скорость. Когда было военное противостояние, был стимул к научным поискам в этой сфере. А потом это все стухло. Дальше по комфорту. Тут все ухудшилось. Все эти «Сайтейшны», «Фальконы» - ерунда по сравнению с советским Ту-154 в VIP-компоновке. Эти иностранные маленькие, а в наших спальни были полноценные, где не стыдно было даму на танец пригласить. А что здесь делать - непонятно! На экран смотреть? Эти самолеты ни о чем!
Н.С.Д: А на чем потом летали?
А.М: Летал на этих бизнес, но меня это раздражает. Потому что в детстве я летал на больших самолетах. У каждого командующего округом был самолет, почти у каждого министра был под задом самолет. У всех секретарей Обкомов, а их было 144, был рабочий борт. Советская авиация состояла из примерно 500 VIP-самолетов. Поэтому те ребята, которые сейчас летают, возможно, не видели Ил-62 с двуспальными кроватями человеческими. Буфеты были. А сейчас пассажир как собака привязан, можно ноги только вытянуть, и это считается высоким классом.
Н.С.Д: Приходит на память какой-нибудь одиозный случай использования VIP-авиации в советское время?
А.М: У командующего группы войск в Германии было несчитанное какое-то количество самолетов. Он просто в баню в Польшу летал постоянно. А польский командующий войсками летал в Германию. Так они и спорили, у кого баня лучше. Кстати, все они садились на своих аэродромах. Никакой толкотни сумасшедшей. И машину сейчас нельзя подавать к трапу, что делалось в советское время элементарно.
Понравилось? Читай дальше больше, например, что за пятизвездочный бомбардировщик был уготовлен для Никиты Хрущева