Найти тему
Фигачу на удалёнке с 2011 года

Вспоминаем знаменитую аферу пивной компании Miller в 2006 году

Оглавление

В начале 2000-ых годов у многих компаний снесло «крышу» от якобы «нового» способа продвижения своей продукции. И они пустились во все тяжкие, полностью забыв о приличиях.

В 2006 году ждали падения кометы, а это оказалось фейком.
В 2006 году ждали падения кометы, а это оказалось фейком.

Фейковая катастрофа человечества

В 2006 году пивная компания Miller придумала мировую катастрофу. С этой целью компания сделала следующее:

  1. Вбросила в СМИ версию о мировой катастрофе в результате столкновения Земли с кометой.
  2. Придумала вымышленного профессора из Белоруссии Николая Федоровского, который на своем сайте рассказывал о столкновении с кометой, и приводил расчеты времени и даты столкновения.
  3. Специально нанятые блоггеры, такие, например, как знаменитый Мистер Паркер, распространяли в ЖЖ информацию о грядущей катастрофе.

Для справки:
Термин «вирусный маркетинг» появился в США в 1996. Его придумал Джеффри Рэйпорт. В своей статье The Virus of marketing о рассказал о случаях распространения рекламы без затрат со стороны рекламодателя. Просто потому, что людям это нравилось делать. IBM, Microsoft, Volvo, Mercedes, Adobe, Nissan и многие другие крупные корпорации активно используют вирусный маркетинг для продвижения своих продуктов.

Рассказы о «комете Федоровского» быстро вышли из блогосферы. Первым крупным СМИ, напечатавшим статью о «комете Федоровского», стала газета «Взгляд». Дальше собственно и начинается то, что называют вирусный маркетинг. Список попавшихся на удочку впечатляет:

  1. газета «Жизнь»
  2. Газета «Труд»
  3. Журнал «Итоги»
  4. Интерфакс
  5. НТВ
  6. ВЕСТИ
  7. ТВ-Центр
Вот такую катастрофу обещала компания Miller. Кадр из фильма «2012», 2009 г., реж. Р. Эммерих
Вот такую катастрофу обещала компания Miller. Кадр из фильма «2012», 2009 г., реж. Р. Эммерих

Фейк на федеральном телеканале

Программа «ВЕСТИ» делала репортаж на основе публикации в газете «Труд». Попытки найти несуществующего профессора Федоровского успехом не увенчались. Тогда было принято решение искать специалистов в Институте астрономии РАН, и астрономическом институте им. Штернберга МГУ. Добавив компьютерной графики, получили репортаж:

«Петербургские ученые опровергли информацию о возможном столкновении кометы с Землей в конце октября».

Текст репортажа:

Корр.: «Ранее в средствах массовой информации появились сообщения о том, что астроном Николай Федоровский увидел в телескоп комету, которая движется к Земле с огромной скоростью, и рассчитал траекторию её движения. По его оценке, если комета не изменит курс, в конце октября возможно её столкновение с нашей планетой, что вызовет чудовищные цунами, сход лавин и землетрясения.

СХ специалиста: «Федоровский опубликовал информацию о грядущей катастрофе без основания, и не привел ни одного факта в доказательство«, - заявил ведущий научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, доктор физико-математических наук Виктор Шор. «Никакой кометы нет, и в настоящее время Земле ничто не угрожает. Видимо, такой публикацией Федоровский решил привлечь к себе внимание», - подчеркнул ученый.

Корр.: При этом Шор отметил, что столкновения комет, а еще чаще метеоритов, с Землей возможны, однако такие катастрофы предсказать нельзя, возможны только оценки вероятности. Так, вероятность сближения с Землей небесного тела размером с Тунгусский метеорит (60 метров в диаметре) составляет один раз в 300 тысяч лет, а тела диаметром больше 1 километра – раз в миллион лет.»

Главный секрет

В дальнейшем были выпущены плакаты с кометой, ролики на YouTube, рекламные баннеры и т.д. В итоге главный секрет был раскрыт 6 октября – вся рекламная кампания спонсировалась Miller для привлечения внимания к празднику Halloween 2006.

Насколько была этичной такая рекламная кампания, в те дни никто особо не интересовался. В 2006 году не было фейков, дипфейков, постправды, то есть всего того, что стало нормой сейчас.

Соответственно, компания Miller не понесла никакой ответственности за свои действия. Интересно, какой штраф она заплатила бы сейчас?

*****

Хотите больше таких историй? Поставьте, пожалуйста, лайк! Подписывайтесь на канал!