Здравствуйте, мои друзья! Меня зовут Регина, я являюсь художницей - иллюстраторкой.
Если Вы практикующий художник, знаете ли Вы о правилах рисования? Если Вы начинающий художник, задумывались ли Вы о том, что Вы делаете что-то не так, как "нужно"? Существуют ли вообще определённые своды правил, а если да, то нужно ли им обязательно следовать?
Образовательные учреждения
Чаще всего в художественных школах и колледжах, архитектурных университетах и в различных школах дизайна, которые существуют уже с прошлого века, преподают конкретные техники рисования. Там по-другому нельзя, потому что твой успех в каком-либо учреждении определяют те же люди, что преподают тебе эти техники и правила.
Подход к преподаванию в подобных образовательных местах - это отношение к правилам, как к исторической ценности. Это нерушимые стандарты, они имеют определённую авторитетность. Всё потому, что эти правила оставили после себя великие и гениальные люди прошлых времен. К тому же, все уже привыкли так учиться, так учить и, в конце концов, так работать.
Хорошо это или плохо? Я Вам не отвечу, потому что отвыкаю делить этот мир на хорошее и плохое. Я стараюсь делить на хорошее и плохое вещи по отдельности, которые меня окружают.
Образовательные учреждения даруют нам очень простую и выученную большинством схему работы. Это позволяет быть понятым, быть своим, работать в команде специалистов, которые тебя понимают, в будущем. Это ли не хорошо? Это отлично.
Пока новичок будет осязать и осваиваться самостоятельно, студент или ученик уже давно изучит всего по чуть-чуть и будет иметь общую картину о мире искусства и о своих навыках, что поспособствует дальнейшему самостоятельному развитию. Тоже хорошо.
Какие минусы? Теряется индивидуальность. Она стирается почти на прочь. Все начинают штамповать работу на потеху своему учителю. В подобных местах типа архитектурного университета ценят только тех, кто добивается профессионализма исключительно в рамках восприятия преподавателя. Ради справедливости стоит сказать, что масштаб трагедии зависит от преподавателя. Насколько он держит учеников "в узде".
Кому эти правила нужны, а кому - нет?
Эти требования к, скажем так, оформлению своего творческого мышления и труда существуют не зря. Они не безрезультатны, но не для всех. Есть разные виды творческой деятельности и разные люди, которым такое подходит или не подходит.
Например, архитектор, который научился работать по определённому шаблону, который структурирует его деятельность, вряд ли будет молодцом, который будет тратить время на то, чтобы изменить свои привычки и получить трудности в совместной работе с другими архитекторами. И это оправданный выбор. Здесь творчество становится профессией и работой.
Кому эти правила не нужны, так это людям, которые решили заниматься этим, пусть профессионально, пусть любительски, пусть как угодно, но самостоятельно. Зачем мне это? Если я хочу развиваться в направлении своего собственного стиля, иногда пробовать что-то новое и ставить перед собой интересные для меня цели, то мне такое будет просто неинтересно. Даже если я тоже планирую сделать на этом карьеру.
У каждого свой выбор. Но я считаю, что правила существуют всегда, просто мы самостоятельно их выбираем и создаём. Стиль в рисовании - это ведь тоже правила. Это правила персонального стиля, это рамки, которые присваивают потоку творческой деятельности необычные черты.
Свои правила
Я устанавливаю свои правила. Во всех вещах, которые касаются меня. Каждый из художников имеет свой стиль. У кого-то он развит, у кого-то не сильно, но он есть.
Давайте устанавливать свои правила игры. Писать акварелью густо или разводить гуашь до состояния водообразной капли краски, использовать инструменты в графическом приложении для необычных целей или не использовать совсем, мазать всё одним цветом от картины к картине или рисовать чёрно белые работы. Ваше дело, друзья!
Главное - не быть максималистом и понимать, что если Вам это приносит какой-либо дискомфорт или Вам это не нравится, то не стоит продолжать использовать какой-либо принцип рисования.
Стоит уважать выбор окружающих людей, поэтому если кому-то кажется, что писать акварелью нужно только "воздушно", пускай так и будет. Каждый из нас живёт в своём мире.
"Ты делаешь неправильно!"
Существуют люди, которые считают, что только правилам, признанным большинством, люди должны руководствоваться. Они стараются диктовать, какие "ошибки" допускать нельзя, какими цветами рисовать, а какими - нет и как правильно накладывать тот или иной материал на холст.
Стоит просто анализировать всю информацию самостоятельно, пропуская через свой внутренний фильтр. Это поможет Вам относиться к информации из любой сферы используя критическое мышление. Ну я думаю, вы знаете.
И так.. я надеюсь, что мы с Вами разобрались в том, как нужно относиться к правилам, о которых кто-то говорит так, словно иначе нельзя.
Теперь я хочу рассказать о своём опыте.
Я училась в художественной школе 6 лет. За это время я познакомилась с множеством техник, узнала много нового и действительно научилась рисовать. Теперь в моём арсенале есть некоторое количество инструментов для работы с разными материалами и стилями. Но я заметила, что во время обучения, мне не хватало личного творчества. То есть времени и даже сил, когда я рисовала то, что я хочу. Из-за этого, когда я выпустилась из художественной школы, я поняла, что рисовать то, что я хочу, я не умею. Я не умею выражать сугубо своё воображение и мысли. Это стало для меня проблемой. Потому что я столкнулась с тем, что рисовать я хочу, но не знаю, что именно мне рисовать, так как ничего кроме ваз, тряпок и деревенских пейзажей, я не умею. Что уж говорить! Если даже выпускную работу мне пришлось рисовать не со своей идеи. Ко мне просто подошла учитель, положила передо мной книгу с картинкой и сказала: "Ты будешь рисовать это! Сделай так, чтобы было похоже не точь в точь. Через 30 минут жду эскиз."
Я просто сделала так, как сказала она, потому что угадайте, кто ставил оценки в диплом? :)
После художественной школы мне пришлось буквально учиться рисовать снова. Но суть в том, навыки и знания, которые я получила в художественной школе, помогли мне в развитии своего стиля. Я знала базовые вещи, поэтому быстро встала на свой личный путь художественного развития.
Я желаю Вам, друзья-читатели, именно развития. Каким бы оно ни было. Любые знания пригодятся. Это действительно так. Просто нужно уметь во время отходить от стандартов в свою пользу.