Сегодня поговорим о законах.
О 44-ФЗ и 223-ФЗ. Об их отличии.
Оба закона регулируют отношения в сфере госзакупок. То есть они регулируют схожие правоотношения, но между данными законами существуют различия.
44-ФЗ он конкретный, чёткий. Все что можно делать и нельзя прописано в самом законе. Можно сказать: шаг влево, шаг вправо - расстрел.
223-ФЗ он проще (❗️для Заказчика). Проще в том плане, что Заказчик сам прописывает в Положении о закупках все требования. ❗️Но для Поставщика он может быть сложнее, т.к. могут быть «подводные камни». Для того, что бы не столкнуться с ними, надо внимательно изучить Положение Заказчика ( размещено в ЕИС).
Давайте разберём, в чем же принципиальное различие этих двух законов.
44 - ФЗ распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует ❗️все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.
223 -ФЗ устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.
Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.
Давайте разберём, что регулируют эти законы.
44-ФЗ.
В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики должны приобретать различные товары и услуги. Это называется контрактной системой. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав. С 01.01.2020 законодатели внесли в тексты 44 ФЗ, 223 ФЗ очередные изменения. На данный момент закупки происходят в электронной форме. Участникам торгов следует быть зарегистрированными в ЕИС (Единой информационной системе в сфере закупок). Это бесплатная процедура, регистрация действует три года.
В 223-ФЗ законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т. д. На первый взгляд, правила по 44 ФЗ, по 223 ФЗ очень похожи. Но при более внимательном изучении этих нормативных актов можно разобраться, чем отличается 44 ФЗ от 223 ФЗ. Последний дает участникам определенную свободу. Они вправе прописывать свои условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.
Кто заказчик?
В 44-ФЗ Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения.
В 223-ФЗ государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
-субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
-организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
-бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.
Поставщиком в обоих случаях может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.
Приоритеты тоже отличаются по этим двум законам.
В 44 -ФЗ устанавливается приоритет для:
-субъекты малого предпринимательства,
-учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
-организации инвалидов,
-поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
-социально ориентированные некоммерческие организации.
15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
В 223-ФЗ немного другой список:
-субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
-поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.
Способы закупок так же отличаются.
В 223-ФЗ , грубо говоря, какие способы конкурентных и неконкурентных способов закупки Заказчик пропишет в своём Положении о закупках- такие способы он проводит, так же прописывается перечень случаев закупки у единственного поставщика.
В 44-ФЗ четко прописаны все способы закупок их 10.
-открытые конкурсы
-конкурсы с ограничением участия
-многоэтапные конкурсы
-закрытые конкурсы
-закрытые конкурсы с ограничением участия
-электронные аукционы
-аукционы в закрытой форме
-запросы предложений
-запросы ценовых котировок
Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.
В 44-ФЗ подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют ❗️закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.
А по 223-ФЗ сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.
Ещё отличие, которое часто интересует Поставщика - это обеспечение.
Обеспечение заявки, обеспечение контракта.
В 44 - ФЗ четко прописано Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:
-от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
-от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
-2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
Заказчик ❗️обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.
Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
-внести денежные средства на счет заказчика,
-предоставить банковскую гарантию.
По 223-ФЗ проще.
Заказчик не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.
И опять же ❗️Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он так же прописывает в своем Положении о закупке.
Возможны ли изменения, расторжения контракта?
Опять же по 223-ФЗ Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.
По 44-ФЗ Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. ❗️Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.
Ну вот, как видите, 44-ФЗ четко регулируется законом. Как и писалось в самом начале шаг влево, шаг вправо... штраф, административная ответственность, наказание. А 223-ФЗ все-таки, зависит от Положения о закупках Заказчика.