Единственный сельский кремль в России. Родина полководца Николая Труфанова и Бориса Бещева — советского министра путей сообщения. Великолепная усадьба Локалова, живописный Черный пруд, старинная и нетипичная для села застройка. Это Великое — село, в котором бывали Петр I и Николай Некрасов.
Мы с женой пошли в село пешком из Гаврилов-Яма. День выдался светлый и вдохновляющий — как статьи о Великом в интернете. Солнце не пряталось за тучами, пели птицы и таял последний снег.
Трасса Р-79. По бокам — леса и поля, изредка — деревни. На горизонте виднеется высоченная колокольня. Мы в предвкушении: наверное, не зря в интернете пишут, что в селе даже интереснее, чем в городе ямщика!
Первые несколько домов в Великом крепкие, добротные. Затем заброшенная хижина с уставшим забором. Наверное, исключение из правил... Неподалеку горки с мусором. Наверное, не успели убрать после субботника...
И вот подходим к Кремлю. Историческое и примечательное место! Даже хозяйственное или складское помещение вызывает большой интерес. Решил почитать, что написано на табличке, но из-за коррозии ничего не разобрал. Наверное, из-за сырой зимы табличка немного испортилась...
А рядом — старинная башенка-часовня. Красота! Внутрь заглядывать не стал — вдруг туда ветром случайно занесло горы окурков и пивных бутылок. Такое иногда происходит.
С другой стороны стоит еще одна, в точности такая же башенка. А между ними и храмами — поле. Раньше здесь было кладбище, огороженное по периметру.
А слева от нас — интересный дом с деревянной пристройкой. Такие дома не то что в селе, но и в городе не каждом встретишь.
Уникальный храмовый комплекс состоит из Рождественской (1709-1712) и Покровской (1758) церквей. Между ними стоит 56-метровая колокольня, которую видно за пределами села!
Внутрь зданий попасть не удалось. Снаружи все выглядит величественно и одновременно потрепанно. Аккуратная реставрация здесь не помешала бы. Вот, куда нужно обращать внимание РПЦ. Хотя конечно, построить новый храм в центре большого города приятнее и выгоднее, чем отреставрировать старинную церковь на периферии...
Около церквей — интересный рекламный щит. Возможно, это осталось с советских времен, но ручаться не буду.
А напротив храмов — местный «Магнит». Мы проголодались и зашли, чтобы купить водичку, орешки и пару булочек. Кафе в селе обнаружены не были. Зато на пороге магазина кошка свернулась в клубочек. На душе сразу стало уютнее.
Двинулись ко второму значимому объекту — усадьбе Локалова. Удивительное здание было спроектировано знаменитым архитектором Шехтелем — автором проекта Ярославского вокзала в Москве и многих других сооружений. Сейчас в усадьбе расположился детский дом, попасть внутрь не удалось. Впрочем, и снаружи есть, что посмотреть.
Усадьба — это замечательно. Кремль и старинные церкви — тоже. Но не только это есть в Великом селе. Мы видели детей, беззаботно бродящих по улицам. Видели мужика, который был не в себе и вслух угрожал воображаемому оппоненту. Слышали разговоры подростков, которые рассуждали о том, что нужно уезжать в Ярославль.
Каждый пятый или десятый дом в селе заброшен. При этом видно, что домам этим много лет и, если привести их в порядок, то могло бы получиться нечто уникальное — нигде в России я не встречал такую застройку в селах.
Зато теперь на стенах этих домов оттачивают мастерство каллиграфии Kotletos и Крутые Бобры — вероятно, будущие Покрасы Лампасы. Правда, пока их подписи выглядят убого и гораздо ближе к вандализму, нежели к искусству.
На окраине села еще одна старинная церковь — Боголюбская (1847). Именно возле нее действующее сельское кладбище.
Около входа почему-то стоит вагон с объявлениями.
Окружающие пейзажи не самые радостные, особенно если солнышко прячется за облаками. Хотя... Наверное, мы просто не в то время года приехали.
Музей картофельного бунта выделяется на местном фоне. Туда не пошли — было уже поздно.
Население в Великом, как и во всей сельской России, стремительно сокращается. Но не все так плохо. Например, здесь есть торговый центр.
А еще дом торговли с удивительным фасадом. Таких я нигде не видел!
На обратном пути нам удалось сесть в полупустую маршрутку и за 26 рублей с человека доехать до Гаврилов-Яма. Великое оставило очень неоднозначное впечатление. С одной стороны — перспективнейшее и уникальное по архитектуре село. Здесь можно сделать прибыльный туристический рай — как, например, в селе Лефкара на Кипре. Для этого нужны большие вложения, время и усердие.
С другой стороны, смотришь на такое богатое с точки зрения истории село и понимаешь — если на такие населенные пункты всем наплевать, то что говорить о других деревнях... Можно включить режим писателя-антиутописта и представить, что в России остались только Москва, Питер и областные центры. А вокруг — руины и смерть. Хотя нет. Для этого не нужно включать режим писателя-антиутописта.
Остается только пожелать удачи и не опускать руки местным руководителям и неравнодушным жителям.
Спасибо за внимание!
Статьи по теме:
Гаврилов-Ям. Перспективный город с руинами и ямами на дорогах