Найти тему
Наталия Рунная

КУКУШКА

В те стародавние времена, когда встречалось солнце с луной, когда ветер пел берёзам колыбельную, жила в одной деревне молодая вдовушка. Жила одна, в старом своём домишке, горевала по погибшему мужу, молодому мужу, любимому. Не успела узнать она его любовь, забрили милого во солдаты-рекруты. И сгинул он во стране далёкой, не прислав ей ни строчки, ни весточки...

И сидела она, горемычная, каждый божий день у окошечка. Смотрела вдаль безнадёжно, всё ждала мужа милого, друга любимого. А на
улице, за окошечком веселились подруги со своими парнями
любезными. Песни пели, хороводы водили, отмечая приход солнышка, Светлого Яра-праздника. Из очей её лились слёзы горькие, когда видела вдовушка, как милуются с парнями подруженьки. Вспоминала друга милого, что так обнимал её плечи белые, речи шептал ласковые, целовал губы алые...

Подбежали к окошку подружки шаловливые, завели пред ней речи шутливые:
"Что сидишь, мол, горюешь, красавица? Выходи, погуляй с нами, девица! Чай, тоскуешь по другу любезному? Брось, не сошёлся свет клином на муже-то! Нет его с тобой уж полгодика, выходи, посмотри ты на белый свет! Кругом парни ладные да пригожие, все хотят с тобой полюбезничать!"

"Ой, уйдите, подруги весёлые, отвечала на то им вдовушка, тоскует душенька, белый свет не мил! Не глядят глаза на других парней! "
"Да уж сгинул он, нет в живых его! Так зачем красоту от людей хоронишь? Выходи, не сиди одинокая! Светлый Яр пришёл, люди радуются, выходи и ты за околицу, поводи хороводы с подругами!"
"Уж простите, подружки весёлые, не пойду я с вами, любезные. Буду век вековать у окошечка. Знать судьба моя такая, кручинушка...смерть придёт, чай сведёт с другом миленьким."
"Ай, никак уж о смертушке думаешь?! Что ты, милая, молода ещё!"
"Не видать мне света белого без любимого, мужа милого!"
"Если так уж ты убиваешься, говорили подруги сердобольные, есть в деревне старушка убогая, древняя, знаткая! Ты сходи к ней, подружка любезная, в ноги поклонись, назови матушкой. Чай, поможет она в твоём горюшке!"
"Что вы, девицы, испугалась вдовушка, знаю, о ком так сказали вы! Та старушка--ведьма старая, уж погубит она мою душеньку!"
"Да на что ей твоя душенька! Ты сходи, умоли от тоски сберечь! Чай, поможет, легче станет, перестанешь убиваться по мёртвому!"
Убежали подружки весёлые, растворились в набежавших сумерках. Помчались в рощу, Купалу праздновать, махнули рукой на затворницу. Пусть сидит, мол, она у окошечка, слёзы льёт, коли ей так хочется!

А ко вдовушке, от речей таких закралась думка грешная. Ни минуты не думала вдовушка, от своей тоски избавиться, захотела она невозможного: повидать друга милого, хоть последний разок увидеться. "Ай, и вправду, думала вдовушка, вдруг поможет старушка древняя, ведунья знаткая, знай, может многое, аль вызовет дух мужа любимого!"

Собиралась недолго вдовушка, лишь накинула платочек на голову, да пошла тихонько на окраину, где жила та старушка древняя, та, что колдуньей кликали. Говорили про неё разное. И плохое говорили и хорошее. Может, мол, она от болезни вылечить, ну а коли, кто не по нраву ей, наведёт порчу смертную, заберёт душу бессмертную...

До окраины путь неблизкий был, через рощу вел, дубовую. Ночь спустилась на землю тёмная, колдовская ночь, Купальная. По ту пору, рассказывали, леший в чащу людей заманивал. Мавки путников заморочивали, уводила нечисть всякая от цветка купального, заветного. От того цветка, какой в полночь расцветает на папоротнике. Тот цветок не простой, волшебный. Дар от самого Яра-Солнышка. Кто найдёт его и богат и счастлив и удачлив будет. Вот и пыжится нечисть поганая, не пускает к цветку душу смертного...

Шла тихонечко наша вдовушка, от любого шороха вздрагивала. И казалось ей, что не ветер то в ветвях колышется, а что шепчутся духи злые, перекликаются, всё о ней, о грешной переговариваются. Зацепился платочек за веточку, а ей кажется, держит кто. Не пускает, удерживает, в сети дьявольские заманивает. Еле вырвалась молодая вдовушка, бегом побежала к избушке, где светился огонёк спасительный, где жила старушка ветхая. Постучала в дверь тихонечко, замерла на пороге испуганно.

Открывала дверь ведунья девушке, говорила ей ласково:
"Заходи, заходи, Любавушка, заходи, коль по доброй воле здесь. Проходи, садись на лавочку, расскажи старушке про кручинушку."
И заплакала молодая вдовушка:
"Помоги ты мне, горемычной, матушка! Нету больше мне моченьки, нету силушки, белый свет не мил!"
Посмотрела на неё ведунья внимательно, седой покачала головушкой.
"Ой, девица- красавица! Знаю, почто пришла ко мне, милая. Одумайся, покуда не поздно стало. Дай, сниму я тоску по милому!"
"Не хочу, рыдала вдовушка, век любить хочу ненаглядного! Покажи его, хоть один разок!"

Вздохнула тяжело колдунья, отвернулась к образам, перекрестилася.
"Чай не знаешь ты, что погиб твой муж? На войне его в голову ранило."
Зарыдала пуще прежнего вдовушка.
" Помоги, помоги мне, матушка! Без него нет жизни мне. Все что хочешь отдам, лишь бы свидеться!"
"Молода ещё, нерезумна ты! Подумай, о чём просишь-то!"
" Про тебя люди добрые сказывали, коль захочешь ты, можешь многое. Так неужто откажешь мне, или нет у тебя такой силушки?"
Помолчала ведунья старая, тихо опосля молвила:
"Отчего же, есть такая силушка. Да и ночь для дел таких подходящая. Сильная ночь, Купальная. В эту ночь Светлый Яр с Землёй-матушкой встренулся, в эту ночь всё что хочешь сбудется. Только к добру ли будет то? Коль исполню что просишь ты, потеряешь силу великую. Потеряешь ты самый смысл всего сущего, огромное счастье женское!"
"Всё что хочешь бери, не жалко мне! Да и нет для меня счастья большего, чем видеть своего милого!"
"То не я заберу, моя милая, отвечала со вздохом ведунья, то сама ты отдашь, безумная, не зная от чего отрекаешься...но да будь тогда по-твоему! Знать судьба твоя неизменчива, не могу отказать тебе в эту ночь".
Посадила она вдовушку в сторонке, вокруг свечи восковые поставила. Окурила дымом ладана, раскидала ключи по комнате, завела молитву заунывную. Да наказ строгий дала Любавушке:
"Не тяни к нему руки белые, как появится твой возлюбленный. Как увидишь его, посмотри, спроси. Только в очи ему не гляди, пропадёшь".
Зашумел ветер за окошечком, клонит ветки к земле дубовые. Дохнуло в хате холодом замогильным, огоньки свечей погасли вдруг, потом заново разгорелися, вспыхнули ярким пламенем. И предстал пред изумлённой вдовушкой муж погибший её.

В мареве стоит туманном, глаза вниз опустил, голова окровавленной тряпкой повязана. Стоит, не шелохнется. Толи он, толи нет, толи кажется, толи кто над вдовушкой куражится... смотрит во все глаза Любавушка: вот он, милый её, как живой стоит! И забыла она про колдуньин наказ, кинулась мужу в объятия. Прижалась к нему телом трепещущим, обвила руками белыми. Вздрогнула за спиною ведунья, рукой оберег сотворила. Захлопнула книгу колдовскую, да уж поздно было. Пронёсся ветер по комнате, загасил свечи восковые. Поднял глаза призрак на вдовушку, произнес голосом загробным:

"Коли так по мне убиваешься, дорогая моя женушка, будь по-твоему! Стану приходить к тебе каждую ноченьку, кроме ноченьки в воскресение. Будем вместе мы до тех самых пор, как слетит с дуба лист последний. С этих пор уйду я. А проклюнется на дубе новый лист, запоют в лесах птицы певчие, вновь приду к тебе, моя женушка, буду снова с тобой любезничать!"

Так сказал и пропал призрак в мареве, словно его и не было...

С той поры замечать стали люди, как похорошела наша вдовушка, пуще прежнего стала красавицей. Словно яблочко наливное стала Любавушка, словно птичка порхала беззаботная.

"Уж не завелся ли у нашей у вдовушки друг любезный?", говорили меж собой соседушки. Только но не видел никто, чтобы приходил к ней кто-нибудь, все так же жила одиноко она, никого не привечала, сторонилась всех. А к зиме располнела вдовушка и на Масленицу родила малыша. Сына родила, красивого да крепкого. Удивлялись соседи, говорили меж собой:
"Чай дал Бог вдове утешение, дал ей счастье взамен любимого."
Но отчего-то кручинилась вдовушка, не радовал ее смех малыша, не могла она полюбить его. До лета красного с ним промучилась да и подкинула соседям, у которых детишек много было. Чай, еще одного не заметят! А сама упорхнула к милому, снова он к ней пришел, как и обещал.

Так прошло лето красное, снова зимушка на пороге. Вот зиме конец. И все вновь повторилося: родила сына вдовушка, отнесла, к соседям подкинула. А сама упорхнула птичкою. И опять повторилась история, стала от того Любава птицею - беззаботною кукушкою, что и по сей день бросает детей своих. А сама кукует с весны до осени.
Потому что отдала она самое дорогое, то, в чём смысл существования, самое великое счастье –способность любить детей своих.

*(с) «Ледяные рунные сказки» Наталия Рунная\ https://www.nataliruna.com/forum/istorii/kukushka

P.S. Эту сказку я написала несколько лет назад. Выкладывала в разных местах, показывала разным людям. Не знаю,может быть, она уже "гуляет" по интернету, в данный момент есть и на моём форуме. Теперь решила показать её здесь.

Некоторые считали её просто фантазией,а кто-то видел скрытый смысл. Причём иногда даже такой, который я туда не вкладывала))) Что думаете вы? Мне интересно ваше мнение-пишите в комментариях. Ну, а если понравилось - поделитесь с друзьями.