О том, как живет филологический факультет Тверского государственного университета во время пандемии коронавируса, наш корреспондент беседует с доктором филологических наук, профессором кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета Александром Сорочаном.
- Чем заняты филологи в эпоху самоизоляции?
- Филология – в первую очередь работа со словом, поэтому может показаться, что филологу в самоизоляции работается лучше всего. Конечно, не совсем так, но вопреки всему мы смогли провести конференцию «Старость как сюжет», продолжающую давний проект Тверского госуниверситета и Института русской литературы Российской Академии наук под общим названием «Время как сюжет».
Не прерываются занятия, пусть и в дистанционной форме. Увы, это не оставляет времени на научную работу – без библиотек и архивов она затруднительна. Зато я могу закончить отложенный за недостатком времени проект подготовки и редактирования сборника переводов замечательного англо-ирландского писателя, лорда Дансени.
- Доводилось слышать от преподавателей, что эпидемия способствовала освоению методов дистанционного обучения. Сработала пословица - не было бы счастья, да несчастье помогло. Каково ваше мнение на сей счет?
- Я уверен, что университетская модель образования – это прежде всего общение, сотрудничество преподавателя и студента, живой диалог, спор, в котором рождается истина. Все новые технологии, как бы они ни назывались, в лучшем случае – суррогаты, в худшем – средство превращения университетского образования в «фабрику по производству компетенций». Ничего хорошего ни для государства, ни для образования, ни для студентов и преподавателей в этом нет. Если, конечно, мы говорим об университете и настоящем высшем образовании.
- Как прошла конференция «Старость как сюжет»? Что изменило то
обстоятельство, что она проходила на этот раз виртуально?
- Мы нашли необычный формат – конференция-блог. Как это выглядит – можно посмотреть по адресу https://starost2020.blogspot.com Мы разместили в блоге программу и тексты докладов, участники могут комментировать эти материалы, высказывать свои суждения и пожелания. Поскольку конференция проводится дистанционно, мы не ограничились рамками обычных трех дней.
Конференция в новом формате продлится месяц, поэтому итоги еще не подведены. Конечно, слушать доклады «вживую» - привычнее, да и вопросы поступают теперь не сразу, а постепенно, но элемент живого общения сохраняется, а для наших участников это очень важно. Формат, кстати, прижился – так пройдет и студенческая научная конференция (16 апреля), и конференция «Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (27-28 апреля).
- Один из художников сетовал: умения его студенты получают, что называется, с кончиков его пальцев. Виртуально это не очень удается. А как у филологов?
- Общаться со студентами онлайн очень трудно – я, как можно заметить, скептически отношусь к технологическим новшествам. Особенное беспокойство вызывают курсовые и дипломные работы – здесь без работы с научным руководителем никак не обойтись. Но надеюсь, что в ближайшее время мы вернемся к традиционному формату и закончим семестр достойно.