Найти в Дзене
Biletix.World

Не посещайте эти места, если боитесь влюбиться в авиацию!

Оглавление

Мы расскажем про совершенно новый для России, но уже популярный в Европе, США и Японии вид досуга – авиационный туризм. У нас до сих пор можно полетать на «кукурузнике» Ан-2 и других советских самолётах, посетить родину авиаконструктора Ильюшина и вступить в вечный спор, кто же первый спроектировал самолёт – наш Можайский или братья Райт. Авиаторы настолько увлечены своим делом, что влюбляют в небо каждого, кто хоть единожды попадал в их заботливые руки.

Мекка и Медина авиационного туризма в России

Центральный музей Военно-Воздушных сил в Монино и музей Истории гражданской авиации в Ульяновске – два этих музея можно без стеснения назвать крупнейшими авиационными в России и достойными на мировой арене. Оба стали обязательными объектами для посещения у зарубежных любителей авиации, техники и авиационной фотографии. К сожалению, экспонаты российских музеев, как правило, находятся не в таком прекрасном состоянии, как европейские, но они неповторимые.  

На открытой экспозиции и в ангарах «Монино» собраны полноценные коллекции летательных аппаратов и авиационной техники, которые позволяют познакомиться с историей предмета – более 110 самолетов и вертолетов различных типов и модификаций. Там и легендарный сверхзвуковой Ту-144, и величественный Ил-62, и забавные с виду, но очень важные вертолеты Ми-10 и Ми-12.

Вертолет Ми12 в Монино / фото: ©Екатерина Тропова
Вертолет Ми12 в Монино / фото: ©Екатерина Тропова

В «Монино» проходят организованные экскурсии и тематические события. Впрочем, там просто приятная атмосфера: там тихо (да, это удивляет, самолеты в нашем сознании мало совместимы с тишиной), уютно – вокруг растут сосны и в целом много воздуха, можно всем интересоваться и все перефотографировать, а можно просто присесть на лавочке со стаканом кофе и медитировать среди образцов гения инженерной мысли и подумать о вечном – о небе и стремлении человека его покорить. 

Музей «Монино», Московская область, городской округ Щёлково, Монино, ул. Музейная, д. 1 

Вертолет Ми10 в Монино / фото: ©Екатерина Тропова
Вертолет Ми10 в Монино / фото: ©Екатерина Тропова

Если вам не по духу подмосковные пробки, то медитировать под крылом железных птиц можно и в Ульяновске, где расположился целый Головной отраслевой музей истории гражданской авиации. Там также собраны образцы авиационной техники, воздушные суда советского производства, которые обслуживали многочисленные воздушные линии огромной страны, макеты и испытательные экземпляры. Музей существует не только и не столько для развлечения туристов, но используется в качестве учебно-научной лаборатории для курсантов Ульяновского института гражданской авиации. Помимо «уроков истории» для будущих пилотов там предусмотрены уникальные тренажеры для обучения. 

Музей истории гражданской авиации: Ульяновск, Авиационная ул., 20А (около аэропорта)

Самый неожиданный авиационный регион России 

Вологодская область – не только родина авиаконструктора с мировым именем Сергея Ильюшина, но и место, где в 1860-х годах жил и работал создатель одного из первых в мире самолетов Александр Можайский. О становлении на крыло всей российской авиаотрасли и вкладе вологжан в это нелегкое дело в усадебном доме пионера русской авиации рассказывает экскурсовод Марина Александровна.  

Она, конечно, будет скромничать и никогда не скажет открытым текстом: «Да, здесь был спроектирован первый самолет» и обязательно подчеркнет, что Можайский провел в северном уединении не всю жизнь, что там он не создавал чертежей, но «всего лишь» наблюдал за полетами птиц и делал воздушных змеев, чтобы изучить законы аэродинамики. И, конечно, отметит, что спор относительно того, полетел ли самолет Можайского за 20 лет до изобретения братьев Райт не утихает и по сей день.  

Дом-музей А.Ф. Можайского: Вологодский район, с. Можайское, 47 (12 км от Вологды) 

В Вологде сохранился уникальный для наших дней терминал городского аэропорта с деревянными будками таксофонов, советскими трафаретными вывесками и огромными весами, которые просят не использовать для взвешивания багажа (для чего они в таком случае в терминале – не уточняется).  

К сожалению, в скором времени он может уйти в историю – городские власти мечтают иметь «современный терминал», тем временем как любители прекрасного, напротив, мечтают, чтобы там ничего не меняли – он остался один такой. На протяжении нескольких лет аэропорт не работал: единственная жизнь в здании терминала была представлена рыжим котом, который без зазрения кошачьей совести возлежал на мягком кресле на втором этаже. Сейчас аэропорт снова обслуживает регулярные рейсы на Як-40 (жив, жив, курилка!), а вместо кота показывают собаку – упитанный добрый пёс исправно приходит провожать пассажиров. А еще перед терминалом стоит памятник легендарному Ил-18. Хоть где-то сохранили… Возле дома-музея Можайского раньше стоял целый Ил-14, но его распилили, не умея предпринять по отношению к самолету ничего лучшего.

Интерьер аэропорта в Вологде / фото: ©Александр Соснин
Интерьер аэропорта в Вологде / фото: ©Александр Соснин

Край отчаянных авиаторов 

Выходит, что чем дальше на север, тем рисковее там авиаторы. Об этом расскажут в Музее авиации Севера близ архангельского аэропорта «Талаги». Экспонаты музея занимают всего одну комнату в служебном здании напротив терминала. Но когда экскурсовод Сергей начнет свое повествование, гости музея побывают на неизведанной Новой Земле, полетают над дельтой Северной Двины и над Северным Морем и перенесутся сознанием в нелегкие годы Второй Мировой. Именно там летчики научились покорять северную стихию, различая в снежной пелене 50 оттенков белого.

Ми6 в Васьково / фото: ©Екатерина Тропова
Ми6 в Васьково / фото: ©Екатерина Тропова

Авиация для севера – это способ существования. Там мало дорог и для жителей отдаленных районов самолет по сей день остается единственным способом связи с внешним миром. В Архангельской области до сих пор функционирует достаточно крупный региональный авиационный отряд: Ан-2, L-410 и Ми-8 на регулярной основе возят пассажиров из «Васьково». А в соседнем Нарьян-Маре до сих пор из транспорта в принципе возможны только самолеты или олени. 

Музей авиации Севера: г. Архангельск, ул. Аэропорт Архангельск, д.8 (напротив нового терминала) 

Ту154 в Талаги / фото: ©Екатерина Тропова
Ту154 в Талаги / фото: ©Екатерина Тропова

Самолеты на севере любят и ценят: помимо самого музея в «Талаги» можно побывать на автобусной экскурсии по перрону аэропорта, что не часто случается в России, а также подняться на борт Ту-154 и Ту-134 на статической экспозиции. И даже заглянуть в кабину! Перед зданием терминала установлены памятники известному северному трудяге Ил-14 и редкому по нынешним временам юркому Як-18, чуть поодаль для ценителей найдется монструозный МиГ-31. В Архангельских снегах в целом таится масса прекрасного для любителей транспорта – живой пароход, ледоколы и морской музей. Но также как и в остальном внутреннем туризме, все самое интересное там прежде нужно с трудом разыскать.  

Как «Левцово» не стал главным, но стал лучшим  

Если в Вологду и Архангельск далеко, то можно остановиться «на полдороги» – чудесный аэропорт, открытый для посещения туристами, есть и в Ярославской губернии, за Волгой. «Левцово» должен был стать основным воздушным портом региона, но потом, как у нас часто случается, всё пошло не так, и его место заняла «Туношна», где ранее базировались военные. 

Левцово / фото: ©Екатерина Тропова
Левцово / фото: ©Екатерина Тропова

Сейчас в «Левцово» сохранилась действующая полоса, откуда можно вылететь на Ан-2, например, и где проходят авиационные (и не только) фестивали и праздники. «Левцово» принимает и обслуживает частные самолеты легкой авиации. Но даже если по какой-то случайности самолета у вас нет, вы все равно найдете там дело по душе. Во-первых, там в первозданном виде сохранилась уникальная вышка контрольно-диспетчерского пункта со всеми вытекающими в виде радиолокационного и прочего оборудования восьмидесятых годов. Все работает и при этом многое разрешают потрогать руками (соблюдая все требования безопасности, конечно же). А еще там есть огромная коллекция авиационных моделей в отдельном павильоне. И единственный памятник авиационным механикам на территории. И, конечно, то самое главное, за чем и следует ехать на аэродром – атмосфера. Тот уникальный, ни на что не похожий авиационный дух. 

Аэродром «Левцово»: Ярославская область (в 5 км от Ярославля)

Ярославская область – родина Валентины Терешковой, там создан музей её имени. Политика – политикой, а космос – сам по себе, звёздам нет дела до нашего, земного. Поэтому по сей день те, кто интересуется историей покорения человеком Вселенной, смогут там узнать не только про первую женщину-космонавта, но и проследить эволюцию скафандров и ракетных двигателей, ознакомитесь с достижениями страны в освоении космоса и заглянуть в кабину космического корабля «Восток», побывавшего на орбите Земли. 

Музей им. В.В. Терешковой: Ярославская обл., Тутаевский р-н, с. Никульское, ул. Центральная, 42

-7

Почти в каждом регионе – что-то авиационное  

Музеи авиационной истории есть в очень разных регионах России: если присмотреться, то и Иваново, например, вовсе не про ткачих, а очень даже про самолеты: там, в музее военно-транспортной авиации можно увидеть грузового красавца Ан-22. А полюбоваться на самолет-амфибию Бе-12 «Чайка» можно в Таганроге. Силами энтузиастов поддерживается жизнь в авиационных музеях Кургана и Перми. Музей истории радиотехнических войск, оказывается, есть во Владимире. Попасть туда можно по предварительной заявке или в составе организованной группы.

Кроме того, региональные военные аэродромы периодически приглашают всех любителей авиации на дни открытых дверей – таковые случаются на тверском «Мигалово», к примеру. Организаторы имеют привычку объявлять дату праздника в последний момент, но в рядок стоящие гигантские Ил-76 – это зрелище достойное того, чтобы не полениться последить за событиями на их страничке Вконтакте.

Ан-22 в Мигалово / фото: ©Екатерина Тропова
Ан-22 в Мигалово / фото: ©Екатерина Тропова

Интересно проехаться по аэродромам Калужской области. Туда, например, переехал самый авиационный и очень дружелюбный медведь Мансур  с непростой историей и счастливым настоящим. Охотники убили его мать, а самого медвежонка подбросили авиаторам: его подобрали и выкормили на аэродроме.

На аэродроме «Сапсан» близ Воронежа можно познакомиться с истоками планеризма в России и даже совершить пробный полёт. Чего, конечно, мы крайне не рекомендуем делать, если вы не хотите влюбиться в планерный спорт навсегда. Почти на границах нашей бескрайней федерации, неподалеку от города Кингисепп на небольшом аэродроме на реке Луга Олег сам делает небольшие самолеты имени себя, сертифицирует их и сам на них летает.

Кингисепп / фото: ©Екатерина Тропова
Кингисепп / фото: ©Екатерина Тропова

Музей «Дом Авиаторов» во Всеволожске и Ли-2 на Ладоге 

Один из самых современных авиационных музеев России готов открыть двери для посетителей во Всеволожске, что неподалеку от Санкт-Петербурга. Музей совершенно новый и оборудован, как говорится, по последнему слову техники. В первую очередь, это, конечно, кладезь истории военной авиации: интерактивные стенды и экраны содержат в себе материалы ни одной энциклопедии. Если вам интересна история Великой Отечественной, то вы никак не можете пропустить эту точку на своей карте: высококвалифицированные гиды расскажут обо всем, что происходило в авиации во время блокады Ленинграда, а дети в то же время смогут развлечься прохождением квизов об истории авиации или потренироваться в умении вести интерактивный воздушный бой. Всеволожский музей – это воплощение мечты о том, чтобы «у нас было как у них» и в стране появился действительно аккуратный и качественный современный авиационный музей. А во дворе собирают памятник – полноразмерный макет бомбардировщика Пе-2. 

«Дом Авиаторов»: Ленинградская область, Всеволожск, Колтушское ш., 40

Не менее легендарный Ли-2 представлен в музее «Дорога Жизни» на Ладожском озере. Легендарный самолет спас жизни тысячи ленинградцев. Вывозя из города людей и привозя туда бесценные продукты и товары первой необходимости. Ли-2 был отреставрирован (как и весь) музей, но обычно на него можно посмотреть только снаружи. Заглянуть внутрь можно в составе группы на специально организованных экскурсиях. Кроме непосредственного знакомства с самолетом, в музее также расскажут о том, к каким уловкам и хитростям прибегали советские летчики, чтобы выжить во время блокады и спасать людей, насколько сложно было летать над неспокойной Ладогой.  

Музей «Дорога Жизни»: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58

Авиационные музеи и аэродромы хороши тем, что там можно провести целый день и даже выходные. Сложность, во-первых, в том, что порой они находятся на некотором отдалении от города и добраться до можно только на собственном автомобиле. Во-вторых, пока что в России нет моды на такой вид досуга, поэтому и информации о возможности приехать на аэродром или даже полетать на сертифицированной для этого технике не найти без специального запроса.   

Если вы не готовы самостоятельно искать эти места, то предоставьте организацию вашего авиаприключения команде Avia Events – это настоящие фанаты неба, самолётов, аэродромов. Они знают всё и с удовольствием покажут вам мир авиации. Пока что во время пандемии коронавируса экскурсии приостановлены, но вы можете уже сейчас подбирать себе маршрут по душе на будущие путешествия.   

Материал подготовлен в рамках акции прорвёмсясBiletix для поддержки наших друзей и коллег из туриндустрии в непростое время. Всё обязательно наладится, самолёты вновь взлетят в небо, и путешественники осуществят свои мечты!

Екатерина Тропова

Основатель Avia Events Russia — авиаприключения в России