Больше никаких уговоров, «заморозок» и торга с продавцами и производителями. Премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с фракцией “Единая Россия” объявил о разработке специального механизма по ограничению цен на продукты. Теперь только государственное регулирование, только хадкор.
Возможность фиксации цен на продукты в условиях пандемии коронавируса предложил руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов. Его не устроило, что теперь даже корень имбиря смотрит на нефть свысока: цена за один килограмм этого овоща в некоторых магазинах Москвы доходила до 7 тысяч рублей, как десять бочек “черного золота”.
А все из-за сообщений о настоящих целебных свойствах имбиря – мол, в сочетании с лимоном и чесноком он якобы помогает при профилактике коронавируса. Профессиональные врачи, конечно, уже устали это опровергать (разве что кроме чеснока, ведь с человеком, увлекающимся этим растением в своем рационе, сложно не соблюдать “социальную дистанцию” – что, собственно, и требуется для профилактики), но торговые сети не преминули на этом заработать: цены на имбирь, чеснок и лимон устремились в космос.
Но, видимо, последней каплей было то, что и “обычные” поставщики продуктов питания в России предупредили о резком повышении закупочных цен — на 5-20 процентов в зависимости от категории товара. Так, подорожают макароны и макаронные изделия, также станут дороже хлеб и другие товары, в которых используют муку и зерно. Причина банальна: пока во всем мире бензин дешевеет вследствие падения цен на нефть, в России расходы транспортных компаний с начала марта выросли в два раза.
В итоге, по словам господина Неверова, предлагается ограничить рост цен на продовольственные товары или отдельные группы по аналогии с тем, как это уже было сделано для медицинских изделий и лекарств. Так, согласно специальному постановлению правительства, с 3 апреля продавать мaски (и ряд других медицинских товаров) смогут только фармацевтические компании, а цена на них не должна повышаться более чем на 10% на каждом этапе продажи. А на специальную корпорацию “Росхимзащита” была возложена обязанность быть координатором по обеспечению потребности субъектов Российской Федерации в дефицитных видах медицинских изделий.
То есть предполагается создание отдельной госкорпорации по продаже пищевых продуктов, которая будет контролировать наличие гречки, имбиря и чеснока на магазинных полках и цены на них. Как заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин, неправильно, что, например, огурцы торговые сети закупают по 27 рублей, а продают – по почти 150 рублей за килограмм. Он сравнил ритейлеров с предателями, которые во время войны в тылу пытаются урвать с населения последнюю рубашку.
С такой логикой, конечно, трудно спорить. Действительно, торговые сети выкручивают руки поставщикам, вынуждая их продавать свой товар по бросовым ценам, а сами зарабатывают на этом в два-три конца. Однако после “ограничений” цен на медицинские маски, они в аптеках так и не появились. Ни по высоким ценам, ни по низким.
Интересно, после того, как идея с “Роспищепромом” будет реализована, как быстро из магазинов исчезнет гречка?