Найти тему
HistoryPorn

"Античное детоубиство"

Сегодня ценность детства необычайно возросла по сравнению с предшествующими эпохами: ребенку позволено оставаться всё детство ребенком, а не выполнять взрослую работу, пусть и детскими силами; в первую очередь защищают не производительные силы общества (мужчин), а детей (наше будущее). Инфантицид (намеренное умерщвление младенцев), на взгляд современного человека, — ничем не оправданная жестокость, а в древних обществах маленькие дети были самой «расходной» категорией. Разбираемся, так ли уж жестоки были древние люди к детям.

В ранний период детства выживаемость младенца зависит лишь от родителей. В древности наблюдалась высокая естественная смертность при родах и в течение первой недели внеутробной жизни: до 70 %. Инфантицид, пожалуй, был наиболее эффективной и безопасной для матери мерой ограничения количества детей в семье (возможно, и наиболее гуманная в отношении новорожденного). 

 

Смерть от голода, холода или утопления (то есть с использованием традиционных методов детоубийства) не оставляет в веках следов и со временем может выглядеть естественной. По костям определяется лишь возраст смерти, а для установления ее насильственности нужен косвенный метод: отсутствие принятого в данной местности похоронного обряда, несвойственное возрастное распределение по шкале естественных смертей и т. д. 

 

Немногие в античности были достаточно отважны, чтобы оставить ущербного ребенка. Множество патологий развития незаметны в первые недели жизни, и поводом для избавления от младенца могли быть только видимые при рождении уродства: такой ребенок считался наказанием богов, опасностью для семьи, поэтому к родителям, отказавшимся от него, относились с пониманием. Избавление от уже признанного ребенка не приветствовалось. 

 

Из литературы и данных археологии известно, что детей-инвалидов можно было социализировать и при достаточной обеспеченности семьи сделать их жизнь вполне сносной. В Помпеях известны молодые погибшие, страдавшие расщеплением позвоночника, которое является наследственным заболеванием, а в Оплонтиса найдены два скелета близнецов с признаками врожденного сифилиса. 

Это очень хорошие примеры: в обоих случаях гибель от извержения вулкана (а не естественная смерть) в жилом доме в окружении близких дает понять, что эти дети были вполне вписаны в общество, любимы и опекаемы семьей, несмотря на недуги. 

 

В то же время некоторые религиозные культы требовали человеческих жертв, в том числе и младенцев, а массовость указывает на их поддержку населением. 

 

Как рожали в Древней Греции 

В Древней Греции рождение ребенка проходило дома: 

 

«Когда же, Алкивиад, появляемся на свет мы, то, по выражению комического поэта, едва ли и соседи наши это замечают». 

 

Платон. Алкивиад I. 121d; V–IV вв. до н. э. 

Роды принимала обученная рабыня или приглашенная повитуха майя. После рождения ребенка обмывали в пресной воде. 

 

Спартанцы «…обмывали новорожденных не водой, а вином, испытывая их качества: говорят, что больные падучей и вообще хворые от несмешанного вина погибают, а здоровые закаляются и становятся еще крепче». 

 

Плутарх. Ликург. 16 

Это делали не только из соображений гигиены, но и смывая скверну родов, что требовалось и матери. 

 

Там, где тобой разрешились у матери мощные недра, 

Стала искать она ключ родниковый, в котором могла бы 

Нечистоту свою смыть от родов и обмыть тебе тельце. 

 

Каллимах. Гимн Зевсу. 15–17; 1-я пол. III в. до н. э. 

Сын акушерки философ Сократ в V веке до н. э. уточняет дальнейшие действия: «А после родов его полагается обнести вокруг очага и толком рассмотреть…» (Платон. Тэетет). Его рассуждения косвенно указывают, что по результатам первичного осмотра родители могли отказаться от ребенка. 

Решение о признании новорожденного принимал глава семьи в узком кругу домочадцев. Греки не давали новорожденному имени в течение первой недели. 

 

Аристотель (IV в. до н. э.) в «Истории животных» объясняет: 

 

«Большинство погибают до седьмого дня, поэтому и имена детям дают в то время, так как уже больше уверены в их сохранении». 

 

При похоронах мертворожденных или умерших вскоре после рождения детей обходились без традиционных ритуалов — они не считались полноценными людьми. 

Подкидыши Античности 

В Римской республике выбор будущности младенца также делал отец. Позднее, в более свободный во многих отношениях период Империи женщина могла сама решать, нужен ли ей ребенок: в ход шли и аборты, и «преждевременные» роды, и роды «со смертельным исходом», и подмена ребенка нужного пола, и т. п. 

 

В комедии Тита Макция Плавта (конец II в. до н. э.) «Амфитрион» Юпитер в образе Амфитриона, покидая беременную, уже на сносях, супругу Алкмену, напутствует: «Дитя ты воспитай законное». Вероятно, в отсутствие супруга на момент разрешения от бремени жена должна получить заранее формальное признание им новорожденного. 

 

Подкидывание, или «оставление детей» (expositio infantum), — законное право отца, закрепленное Законами XII таблиц (середины V века до н. э.). Об этом упоминают Цице­рон в сочинениях «О зако­нах» и «Дионисий Галикарнасский», приводя условие, данное Ромулом: «…редварительно покажут его пяти ближайшим соседям, и все они одобрят». 

 

Младенца оставляли в определенных местах: в храме или на улице — нашедший его мог забрать себе. Его гибель не считалась убийством. Часто такие дети незаконно обращались в рабов и использовались в проституции. 

Об этом говорит, например, Юстин Философ, живший при Антонине Пие: «…Подкидывать новорожденных младенцев есть дело худых людей; во-первых потому, что почти все такие — мы видим — не только девочки, но и мальчики употребляются на любодейство…» 

 

Осуждение детоубийства и оставления появилось в источниках лишь с распространением христианства, а ранее эта проблема не считалась достойной обсуждения и осуждения. 

Очевидно, подобная практика была распространена довольно широко. Косвенно об этом свидетельствует почти полное отсутствие данного сюжета в оригинальной мифологии Древнего Рима — на ум приходят только Ромул и Рем. В остальных случаях это переделки популярных греческих произведений. Однако в исторической или публицистической литературе, а также в частной переписке такие факты упоминаются нередко. 

 

Известен случай массового отказа от новорожденных в Риме: 

 

«…люди осыпали камнями храмы, опрокидывали алтари богов, некоторые швыряли на улицу домашних ларов, некоторые подкидывали новорожденных детей». 

 

Калигула. 5 

День гибели популярного в народе полководца Германика, приемного сына императора Тиберия, сочли настолько несчастливым, что от ребенка, рожденного в этот день, лучше было избавиться. 

 

Можно ли было вернуть брошенного ребенка 

Оставление не давало права нашедшему дитя обратить его в рабство, их отношения закон регламентировал как «воспитатель—воспитанник», но этим часто пренебрегали. В переписке Плиния Младшего и императора Траяна (Пли­ний. Пись­ма, X, 71 и 72) обсуждается вопрос о восстановлении права рождения таких детей.

Бывали и обратные случаи: 

 

«Марк Антоний Гнифон родился в Галлии в свободной семье, но был подкинут; вырастивший его отпустил приемыша на волю и дал ему образование…» 

 

Светоний. О грамматиках. 7 

«Гай Мелисс из Сполеция был свободнорожденным, но его родители, поссорившись, подкинули его. Стараниями и заботой воспитателя он приобрел глубокие знания и был подарен Меценату в качестве грамматика. Когда он увидел, что Меценат к нему благоволит и относится дружески, то, хотя мать и признала его, он остался в рабстве, предпочитая настоящее свое положение тому, какое следовало ему по происхождению». 

 

Там же. 21 

Эти примеры свидетельствуют, что не каждого оставленного ребенка ждала печальная участь, вероятен был и счастливый исход, вплоть до обретения законных родителей. 

 

Новорожденный в Риме получал crepundia — подвеску-оберег, сделанную специально для этого случая. Он был индивидуализированным, мог содержать имена родителей и позволял им в случае потери ребенка или его экспозиции опознать дитя, а также был знаком свободного рождения младенца. 

Роль крепундия как опознавательного знака могли играть и другие предметы: игрушки, украшения и т. д. 

 

Плавт использует сюжет возвращения детей в лоно семьи с помощью крепундиев в двух комедиях. В «Шкатулке» мать, родив дочь вне брака, избавляется от нее, а выйдя замуж за отца ребенка, ищет подкидыша. Содержательница борделя, воспитавшая и пристроившая девочку в свое заведение, боясь наказания, возвращает ее родителям, используя крепундии как доказательство родства: 

 

…Здесь лежат игрушки, с ними принесли тебя ко мне; 

Ты по ним родителями легче будешь признана… 

 

635–636 

В «Канате» пропавшая во время шторма шкатулка с крепундиями вызывает у ее владелицы бóльшую печаль, чем кораблекрушение, ведь вещи должны помочь найти родителей. 

 

А в той ее шкатулке погремушки; маленькой 

В них она играла. Это все лежит в плетенке той. 

Для него какая польза в них? А ей могли б они 

Помощь оказать, несчастной, если б их он отдал ей. 

Ведь она по ним могла бы отыскать родителей. 

 

1081–1085 

В финале по этим предметам отец узнает в незнакомке свою дочь, похищенную еще малышкой. 

 

Не только уродство или увечье толкало родителей на экспозицию, причиной могла быть бедность, беременность вне брака, слишком большое количество детей в семье, подозрения в происхождении младенца и т. д. Но многие родители заботились, чтобы подкинутый выжил и в дальнейшем мог остаться свободным. 

 

В мифах Древней Греции сюжет о случайном спасении брошенного в лесу или горах младенца пастухом или крестьянином нередок. Самые известные примеры: Парис из Трои; Эдип, царь Фив; Аталанта из Аркадии; Ион из трагедии Еврипида; Дафнис и Хлоя. 

Чаще всего в мифах детей бросают в связи с предсказанной им ужасной судьбой, отец Аталанты не хотел девочку, отец Дафниса — детей больше имеющихся, Ион родился в результате насилия. 

 

Античное общество позволяло главе семьи взять на себя ответственность за новорожденного или отказать ему в существовании в рамках домохозяйства, то есть в праве на жизнь. Нет статистики, насколько часто прибегали отцы к этому жестокому решению, но, судя по источникам, процент оставленных младенцев был довольно велик, а их выживание и в дальнейшем восстановление в правах не были редкостью, что вело к накоплению судебной практики. 

 

Младенческие жертвоприношения в Древней Греции 

Из источников известно о двух таких традициях, закрепленных на государственном уровне. Обе осуждались современниками и использовались в пропаганде как иллюстрация жестокости их носителей. 

 

Младенцы и ягнята: тофет Карфагена 

Ритуал молк обязывал родителей жертвовать первенцев богу Баал-Хаммону. Самые известные его описания мы находим у Диодора Сицилийского (20. 14. 4–6): 

 

«Они также утверждали, что Крон отвернулся от них, поскольку в прежние времена они имели обычай жертвовать для этого бога благороднейших своих сыновей, но в последнее время тайно купленных и выращенных детей они посылали ему в жертву; а когда было произведено расследование, выяснилось, что некоторые принесенные в жертву, были подменены. Когда они задумались об этих вещах и увидели вражеский стан под своими стенами, они переполнились суеверным страхом, потому что сочли, что они пренебрегли почитанием к богам, которые были утверждены их отцами. В своем рвении загладить вину за свое бездействие, они выбрали двести благородных детей и принесли их жертву публично, а другие, которые были под подозрением, принесли себя в жертву добровольно, в количестве не менее трехсот человек». 

 

и у Плутарха (О суеверии. 13): 

 

«…сознательно и намеренно они приносили в жертву своих собственных детей, а те, у кого детей для заклания не было, покупали их, словно птенцов или ягнят, у бедняков, и мать ребенка хладнокровно стояла рядом, не издавая ни единого стона, а если даже рыдала и плакала, то вызывала этим только презрение, дитя же ее все равно приносили в жертву…» 

 

Есть упоминания у Тертуллиана, Клитарха, Порфирия, Квинта Энния и в диалоге «Минос», приписываемом Платону. 

 

Тофеты — священные некрополи в финикийских городах Северной Африки, на Сицилии и Сардинии — выглядят практически одинаково: участки под открытым небом на северной окраине города, где захоронены запечатанные керамические сосуды (урны) с кремированными останками младенцев и молодых животных (обычно ягнят). Захоронения иногда сопровождают стелы с надписями. Помимо урн на участках имеются алтари, места для кремации, служебные сооружения.