Найти тему
Мотоновости

Мотоциклы времен Великой отечественной войны

Оглавление

В предверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне канал Мото и мотопортала Motonews.ru поздравляет всех с праздником!

Какие мотоциклы применялись во второй мировой?
На каком мотоцикле ездил Сталин?
Откуда в Красной армии взялись мотоциклы?

Замаскированные мотоциклы уже в начале Первой мировой войны так или иначе участвовали в боевых действиях. Но массовое применение двухколесной и трехколесной техники пожалуй началось во Второй мировой.
Главным преимуществом практически любого мотоцикла является маневренность, проходимость и ремонтопригодность. Особенно эти свойства важны не только на поле боя, но и в разведке. При этом все
военные мотоциклы тогда оборудовали либо системами связи либо вооружением, от стрелкового до минометного. Кроме того, бойцы на мотоциклах не только осуществляли доставку боеприпасов и пищи, но и вывозили раненых, а также доставляли медикаменты.

В Красной Армии мотоциклетную тему, наверное, просто проспали, долгое время делая ставку на кавалерию. Мотоциклы в армии - были, но в мизерном количестве.

На службе в армии, в довоенный период состояла лишь одна  модель - мотоцикл ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. , по сути являющаяся копией британского BSA Sloper.
На службе в армии, в довоенный период состояла лишь одна модель - мотоцикл ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. , по сути являющаяся копией британского BSA Sloper.

Какие мотоциклы участвовали во Второй мировой войне?

-2
DKW 300 Luxus
DKW 300 Luxus
Л-300 — первый советский мотоцикл, который выпускался серийно с сентября 1930 по 1939 года в Ленинграде сначала на заводе «Промет» треста ТРЕМАСС (до 1933), затем на заводе Красный Октябрь (с 1933). Всего было выпущено 18985 экземпляров.
Л-300 — первый советский мотоцикл, который выпускался серийно с сентября 1930 по 1939 года в Ленинграде сначала на заводе «Промет» треста ТРЕМАСС (до 1933), затем на заводе Красный Октябрь (с 1933). Всего было выпущено 18985 экземпляров.

Днепра и Урала еще и в мыслях не было... Германия штамповала мотоциклы десятками тысяч, тогда когда производство мотоциклов в СССР составляло несколько тысяч байков на всю страну.

Адольф Гитлер еще перед войной, посещая соответствующие выставки уже засматривался на железных коней, и делал выводы...
Адольф Гитлер еще перед войной, посещая соответствующие выставки уже засматривался на железных коней, и делал выводы...

Глядя на одобрение предводителя, в преддверии Второй мировой, в конкуренцию по производству байков в Германии незамедлительно включились BMW, Zundapp и DKW. И уже во время начала войны армию буквально наводнили модели BMW R12, R35, R66, R71, R75. Zundapp был представлен моделями KS600, KS750...

-6

Легкие же одноместные мотоциклы были представлены маркой DKW, например легкий DKW RT 125.

BMW R12
BMW R12
BMW R35
BMW R35
BMW R71, ставший в последствие донором для УРАЛА М72
BMW R71, ставший в последствие донором для УРАЛА М72
Zundapp KS600
Zundapp KS600
Сталинград, лето 1942, немецкие солдаты на тяжелом трехколесном байке...
Сталинград, лето 1942, немецкие солдаты на тяжелом трехколесном байке...

Кроме двухколесных мотоциклов и байков с колясками в немецких войсках появлялись и гусеничные мотоциклы, командование Германии, надеялось, что если не колесная, то гусеничная техника дойдет до Москвы. Но, увы, планы не сбылись.

Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости SdKfz 2, известный также, как NSU Kettenkrad HK 101
Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости SdKfz 2, известный также, как NSU Kettenkrad HK 101

Сейчас такую технику можно увидеть только в музеях, а иногда - на аукционах. Стоимость "Кеттенкрада", недавно проданного на аукционе составила 50 000 долларов, как цена квартиры в Москве.

-13

Что предпринял СССР для производства собственных мотоциклов во время ВОВ?

Чтобы изменить ситуацию с нехваткой в войсках нормальных мотоциклов под руководством Николая Петровича Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW в Германии, на базе московского завода «Искра» было создано конструкторское бюро, в задачи которого легли разработка и производство мотоциклов. В качестве донора был выбран мотоцикл BMW R71, на фото выше. Этот мотоцикл весьма хорошо зарекомендовал себя в войсках Вермахта.

Для этой цели в Швеции анонимно были куплены и разобраны до винтика 5 мотоциклов...

Колонна бойцов на мотоциклах М72 выдвигается из Москвы...
Колонна бойцов на мотоциклах М72 выдвигается из Москвы...

Именно так у Красной Армии наконец-то появились свои мотоциклы.

Уже после войны был скопирован еще один мотоцикл. В основу копии лег легкий аппарат DKW RT 125, производившийся в Германии с 1939 по 1944 годы, так получился мотоцикл «Москва М1А».

Мотоцикл Москва М1А
Мотоцикл Москва М1А

Кстати, один из экземпляров выставлен на показ даже в музее в Берлине.

Киев, Софийская площадь, советские солдаты на американских мотоциклах Harley-Davidson WLA-42.
Киев, Софийская площадь, советские солдаты на американских мотоциклах Harley-Davidson WLA-42.

Ездил ли Иосиф Сталин на мотоцикле?

В Сети обитает довольно много мифов и даже коллажей на тему того, что Иосиф Сталин, с молодости умевший оседлать коня, в душе был тайным поклонником мотоциклов, но особых подтверждений этому найти нигде до сих пор не получилось.

Разлетевшийся по Сети коллаж Иосифа Сталина на мотоцикле...
Разлетевшийся по Сети коллаж Иосифа Сталина на мотоцикле...

Но зато есть вполне реальный кастом-мотоцикл, конечно же не времен ВОВ, но называющийся Иосиф Сталин. Трехколесный мотоцикл был создан одним питерским кастом ателье по мотивам легендарного паровоза "Иосиф Сталин ИС 20-16".

Коллаж: паровоз Иосиф Сталин и мотоцикл Иосиф Сталин
Коллаж: паровоз Иосиф Сталин и мотоцикл Иосиф Сталин
Трайк Иосиф Сталин, вид сбоку
Трайк Иосиф Сталин, вид сбоку

Публикация дополняется!
Будем рады Вашим комментариям и лайкам!

Надеемся статья была интересной!