В 1931-м году Карл Леммле, владелец студии Universal, решил возобновить съемки вестернов категории Б, которые свернул в 1930-м году из-за Великой Депрессии. В качестве звезды он решил пригласить Тома Микса, до 1929-го года являвшегося самым кассовым актёром жанра.
Том в то время выступал с цирком и был сам себе хозяин. После студийного полурабства – это как живительный глоток воздуха. К сожалению, именно в тот период Тома начали преследовать финансовые проблемы. Сначала его обвинили в сокрытии доходов и не уплате налогов. Пришлось откупаться. Затем случился развод с четвертой женой – Викторией Форд. Она подала в суд, требуя с бывшего мужа 50000 долларов. Основной причиной, по которой Том согласился на предложение Леммле были деньги.
Планировалось в течение 1932-го года снять 6 вестернов (позднее цикл расширили до 9 вестернов), затратив на каждый от 100000 до 150000 долларов и 1 календарный месяц. Микс получил право утверждать актёрский состав, сценарий и т.п. Фактически Микс возглавил подразделение студии, ответственное за производство Б-вестернов.
Следует отметить, что данный цикл оказался достаточно качественным. Откровенно слабых фильмов в нем нет. Есть несколько лент, которые можно назвать очень интересными. Третьим в этой серии фильмов стал “Техасский негодяй” (Texas Badman), динамичный боевик в стиле Зейна Грея. В нём Том Микс сыграл агента под прикрытием, проникающего в банду жестоких грабителей и убийц. Этот фильм ряд критиков относит к трем лучшим в цикле, наряду с “Мой друг, король” (My Pal, The King) и “Четвёртый всадник” (Fourth Horseman).
Значительно успеху фильма способствовала замечательная игра характерных актёров. Главный злодей - Милтон Киф - в исполнении Уилларда Робертсона просто великолепен. Он самоуверен и решителен ровно настолько, насколько умён и хитёр. Его кумир – Наполеон (на что намекают портрет и бюст императора у него дома), и планы тоже наполеоновские. В какой-то момент кажется невероятным, что такой прямолинейный герой, как Том Микс, смог обвести негодяя вокруг пальца. Но потом, оценив масштаб операции, понимаешь, что любой криминальный босс на месте Кифа постарался бы хотя бы раз использовать таланты “техасского негодяя”.
Уиллард Робертсон получил высшее образование юриста. Но его душа всегда принадлежала актёрской профессии. В возрасте 44-и лет он решительно сменил образ жизни, став голливудским актёром. Его первым профессиональным достижением явилась небольшая роль капитана техасских рейнджеров в вестерне с Джорджем О’Брайаном “Последний из Дуэйнов” (The Last of Duanes, 1930). В последствии он специализировался на таких возрастных, респектабельных ролях второго плана. Образ злодея в его творческой биографии скорее исключение, чем правило. Однако, он дался ему легко и непринуждённо. Это хорошо заметно по той непосредственности с которой играет Робертсон в “Техасском негодяе”. Также актёра можно видеть в другом фильме с Миксом - “Всадник долины смерти” (Rider of Death Valley).
Еще один злодей этой киноленты – Гор Хэмптон – сыгран Фредом Кохлером по всем канонам жанра. Это образцовый негодяй, для которого человека убить – как букашку раздавить. Он груб и прямолинеен, отличный противник, чтобы стать антагонистом главного героя. Именно этим и хорош этот образ. Он резко усиливает драматизм конфликта, противопоставляя героя Кохлера герою Микса.
Фред Кохлер родился в Канзас Сити, Миссури, и покинул дом еще подростком. Он примкнул к бродячей труппе и какое-то время путешествовал с нею. Потом он работал на шахте, где потерял часть правой руки во время несчастного случая с динамитом. Это заставило его снова вернуться к образу жизни бродячего актёра. Потом открыл для себя Калифорнию и Голливуд. Он снялся в нескольких немых фильмах в 1910-е, но постоянное место в кинематографе нашёл только в 1920-е, выступая в амплуа злодея. Одной из его самых запоминающихся ролей стала роль Деруа в классическом вестерне Джон Форда “Железный конь”. Фред Кохлер достаточно безбольно пережил переход от немого к звуковому кино. Его голос вполне вписывался в образ злодея. Он даже сыграл свои роли из немых вестернов студии Парамаунт в звуковых римейках 1930-х. Говорят, в жизни он был совсем другим, чем на экране: спокойным, индифферентным джентльменом, который пытался заняться режиссурой в конце 20-х, но бросил это занятие, потому что не мог кричать на людей. Кроме “Техасского негодяя” Фред Кохлер также появился в фильмах Тома Микса “Всадник долины смерти” (Rider of Death Valley) и “Четвёртый всадник” (Fourth Horseman). Актёр умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет в 1938-м году.
Романтический интерес Тома Микса в “Техасском негодяе” сыграла Люсиль Пауэрс. Она отлично справилась с ролью наивной простушки, всячески желающей исправить “негодяя”. Её игру можно назвать образцовой для данного типажа, столь частого в ранних вестернах. То как она двигается, как говорит в сценах с Томом Миксом во многом исправляет топорность его способа вести диалоги. Наверное, правильнее сказать, что актриса сумела подобрать такую манеру игры, что образ Тома стал гораздо естественнее.
Люсиль Пауэрс родилась в Сан Антонию, Техас, в 1911-м году. Её дебютом в немом кино была роль мисс Уизерспун в комедийной драме “Три уикенда”(Three weekends, 1928), где главную роль играла Клара Боу. Вершиной её успеха нужно считать роль Эмили Сондерс в криминальной драме Алана Двана “Человек человеку” (Man To Man, 1930) – предтече позднейших фильмов жанра нуар. С Томом Миксом первый раз актриса встретилась в фильме “Человек с двумя револьверами”(Man With Two Guns, 1932), снятом за месяц до “Техасского негодяя”. Потом она работала в нескольких комедиях и проходных криминальных фильмах, пока в 1933 г не покинула Голливуд ради семейной жизни. Она скончалась в возрасте 69 лет в 1981-м году.
Говоря о “Техасском негодяе” нельзя не упомянуть о музыкальном сопровождении. Оно великолепно. Саундтрек даст фору позднейшим всячески превознесенным мелодиям спагетти-вестернов. Над фильмом работали 3 композитора: Сэм Перри (Самюэль Перлштейн из Одессы), Хайнц Ромхельд (из Милуоки) и Уолтер Саймон (из Цинциннати). Кто за что отвечал и какие композиции создал неизвестно. Думаю, стоит поблагодарить за замечательную музыку всех троих.
“Техасский негодяй”, усилиями Алексея Крюкова и Свена Железнова, теперь доступен для просмотра на русском языке. У вас есть шанс составить собственное мнение об одной из лучших звуковых кинокартин с Томом Миксом.
Про Тома Микса читайте также:
Ворота в Голливуд: Том Микс