Когда в мире происходит что-то неординарное, жди беды: запускается механизм "Выживает сильнейший". Вот и с малым розничным бизнесом на фоне короновируса началась та же история.
Ни для кого не секрет: объявленный карантин вынуждает работодателей идти на решительные меры. Одним приходится ограничивать режим дня для своих сотрудников, другие же и вовсе закрывают точку. И чаще всего - навсегда.
Предприниматели, не обладающие сетями магазинов, не могут брать деньги "из воздуха": реализация их услуг и товаров ведется в очной форме. Платить сотрудникам зарплату за неимением прибыли, в то же время отчисляя положенные им налоги в фонды и оплачивая стоимость арендной платы помещений, владелец компании просто не может, так как тем самым он обрекает себя на долговое рабство.
Как утверждает Правительство, выдвинутых ранее инициатив для поддержки малого и среднего бизнеса будет достаточно, чтобы продержаться. Так, например, упоминается снижение ставки страховых взносов по зарплате с 30% до 15% . Вот только (повторюсь) без прибыли малому бизнесу даже и этих денег найти будет тяжко.
Кредитные каникулы для компаний, попавших в сложное положение, банки предоставлять не горят особым желанием. Для одобрения этого шага их руководству необходимо публичное введение Правительством режима Чрезвычайной Ситуации.
Многие путают режимы ЧС, чрезвычайного положения (ЧП) и военное положение. Все три режима — это абсолютно разные вещи.
Сейчас в Москве (даже не в России!) действует режим повышенной готовности - и он в этом списке стоит особняком. Ограничивать права и свободы людей при таком режиме нельзя, но можно сдерживать их передвижение. Но что важнее, финансовую поддержку пострадавшим при таком режиме Правительство оказывать не обязано. И возмещать их штрафы, налоги, потери тоже.
Но вернемся к нашим баранам.
Правительство не считает нужным ввести режим ЧС, тем самым лишая единственного шанса предпринимателей малого бизнеса на выживание с помощью страховых выплат из-за ущерба от пандемии. И ведь подобное развитие событий приводит только к одному: росту недовольства среди уволенных сотрудников и разоряющихся директоров.
Рядовые граждане выкрутятся, сменив свой род деятельности под давлением обстоятельств. А как поступать уже бывшим владельцам пекарен, кафе?
Падение курса рубля на фоне такого масштабного кризиса в предпринимательстве кажется несущественным, но именно этот процесс вызывает всё большее нарастание напряжения в экономике.
Обрекая на беспомощность сектор малого и среднего бизнеса, Правительство тем самым предопределяет существенную девальвацию рубля с потенциальною угрозой дефолта.
Только представьте себе: по предварительной оценке Торгово-промышленной палаты уже потеряло свой бизнес около 280 тысяч предпринимателей, и примерно 3 млн потеряют в ближайшие месяцы!
И что же предпринимается для устранения такой колоссальной проблемы?
Центробанк предлагает рефинансировать всем кредитные ставки, а Правительство защитит те компании, с которыми заключен договор госзакупок, признавая для них (и только для них!)последствия короновируса форс-мажором. Вот только такие компании не относятся к малому бизнесу.
По мнению практически всех предпринимателей МСБ, необходимо в срочном порядке ввести ряд субсидий, и в том числе:
- прямое субсидирование предприятий для выплат зарплат как сотрудникам, так и сокращенным под давлением форс-мажора работникам;
- кредитная амнистия для всех пострадавших отраслей со своевременной историей платежей до наступления периода форс-мажора в лице короновируса;
- "заморозка" налогов на земли и помещения для собственников недвижимости и арендной платы.
Или ввести режим ЧС, как и в прочих странах.
Надеюсь, дело сдвинется с мертвой точки. Хотя...
"Выживает сильнейший".