МОСКВА, 10 апр . В период эпидемии COVID-19 власти просят всех самоизолироваться, чтобы минимизировать риски заражения. Но куда идти людям без определенного места жительства? Сейчас их единственная надежда — общественники, которые продолжают обеспечивать подопечных едой, предметами первой необходимости и медикаментами. При этом многие благотворительные организации вынуждены свернуть работу. Как выживают столичные бездомные в этих условиях.
Самоизоляция
Режим самоизоляции действует с конца марта. Можно выйти только до ближайшего продуктового магазина, аптеки, больницы, на прогулку с собакой не далее ста метров от дома и на работу, если есть специальная справка. А что делать тем, у кого и дома-то никакого нет? В указе мэра Москвы "О введении режима повышенной готовности" пояснений по поводу бездомных нет. Но нельзя сказать, что столичные власти бездействуют. Департамент труда и соцзащиты увеличил объемы раздачи еды людям без определенного места жительства. Получить ее можно ежедневно в пункте оказания срочной помощи при Центре социальной адаптации имени Е. П. Глинки (Доктора Лизы). Ранее там активничали НКО, теперь же многие вынужденно приостановили работу. Поэтому департамент выделил дополнительные средства на закупку продуктов, чтобы помощь не сокращалась. В ЦСА имени Глинки, помимо прочего, готовы принимать людей на социальную адаптацию, в общей сложности есть 1084 места.
Кроме того, в город продолжает выезжать мобильная служба "Социальный патруль": работники дежурят у пяти московских вокзалов, патрулируют улицы и оперативно реагируют на обращения по горячей линии. Сотрудники могут оказать помощь на месте либо доставить бездомных в одно из специализированных учреждений.
Но сотрудники некоммерческих организаций утверждают: этих мер недостаточно.
"Обычная простуда"
Руководителя фонда "Доктор Лиза" Наталью Авилову мы ловим буквально на несколько минут. Общественникам нынче не до разговоров.
В период самоизоляции работники фонда вынуждены трудиться без выходных. "Нас всего четверо. Работаем по двое: одна пара дежурит в офисе, другая разъезжает по Москве и области — разносим бабушкам, дедушкам, лежачим неизлечимо больным, семьям с тяжелобольными детьми продуктовые наборы, вещи, игрушки. Сейчас люди заперты в четырех стенах, не могут самостоятельно приехать к нам, поэтому приходится доставлять все на дом. Только за последний месяц прибавилось двадцать подопечных. Мы буквально стали единственной опорой для более чем 160 семей".
Алгоритм работы с бездомными практически не изменился: сотрудники фонда приезжают каждый четверг и субботу на площадь трех вокзалов и кормят порядка 120 человек. Если раньше суп и чай разливали на местах, то теперь все заранее делают в офисе. Еду нуждающиеся получают уже в герметичных контейнерах. "Бездомные стоят у четырех разных столов, мы делим их на группы по два-три человека. Нет столпотворения, все держат дистанцию в полтора-два метра. Раздаем салаты, бутерброды и, если повезет, сладости".
Число людей, которые приходят за пайками, увеличилось: "Нуждающихся стало больше, чем зимой. Среди них много тех, кто приехал на заработки из регионов. Началась пандемия, а люди и не успели толком устроиться".
Резкой вспышки вирусной инфекции среди бездомных работники фонда не наблюдают. "Разве что пару недель назад у четверых появились симптомы какого-то заболевания. Но мы не можем исключать в нынешних условиях, что коронавирус не доберется до бездомных. Правда, все, на что мы сейчас способны, — выдать что-то симптоматическое и попросить по возможности поехать в приют, в тот же ЦСА, где человека смогут проверить — коронавирус это или сезонное ОРЗ. Нет четкого алгоритма действий. Мы консультировались на всевозможных горячих линиях, вызывать ли в таких случаях бригаду скорой. Нам говорят, что, поскольку в Италию наши подопечные не выезжали, да и ни с кем из приехавших не контактировали, можно считать, что это обычная простуда"
Сотрудники фонда работают в защитном обмундировании. "Мы понимаем, что находимся рядом с потенциальными переносчиками различных инфекционных или вирусных заболеваний. Поэтому в перчатках, халатах, масках и шапочках трудились всегда. Теперь же маски заменили респираторами. Скоро обзаведемся специальными костюмами — помогут друзья".