В январе прошлого года в Волгограде открылось заведение, где можно взять себе не стаканчик кофе, а стакан супа. Настоящий обед, который можно выпить на ходу. Оригинальный формат приправили интересным названием и все закружилось.
Теперь мы встретились с со-основателем «Супстанции» Антоном Клыковым и расспросили его о том, как сделать с нуля крутой общепит в нашем городе.
Про открытие
За всем этим делом стоим мы с моим хорошим другом, товарищем и партнером по бизнесу Станиславом. Мы с детства дружили, играли в регби, но время от времени говорили о том, что нужно что-то открыть.
В прошлом году, до того как открылась «Супстанция», у него уже была своя организация, которая занималась и занимается электромонтажом. А я был банковским сотрудником.
Мы на полном серьезе хотели открывать кофейню.
Даже интересовались франшизой «Coffee Like», но передумали, когда промониторили рынок кофеен Волгограда. Все-таки кофеен очень много и многие из них действительно качественные.
Почесали бороды, стали думать дальше. Хотелось, конечно, в первую очередь для себя делать, как бы это не звучало. То есть, в первую очередь это желание себя попробовать, а не просто денег заработать.
На тему супов в стакане мы наткнулись в интернете. Это были ребята из Питера, которые привезли идею из Европы, открыли производство, даже франшизу, но почему-то слабо они заходят у себя в городе сейчас, даже не знаю причин.
Нам показалось это очень интересным и обратились за франшизой уже к ним. Общий язык найти не смогли и решили открывать свое.
На подготовку ушло полтора месяца. Сняли помещение, пригласили технолога, разработали рецептуру.
На первых порах мы работали действительно ради удовольствия. У нас тут собирались регбисты, мы смотрели матчи, тусовались со своими ребятами.
Про концепцию
Много было скептицизма в глазах клиентов, которые говорили, что «супы здесь делают из порошка и химии».
Мы отвечали: «Вы можете прийти до открытия и посмотреть, как ребята каждое утро чистят по десять килограммов картошки».
Пока делаем все супы на месте, сами готовим из натуральных ингредиентов: лук, картошка, морковь, помидоры, свекла для борща, соль и сахар.
Мы за это активно трактуем, потому что и для меня и для Стаса качество продуктов – основной показатель без добавления усилителей.
Концепция такая, что каждый из наших девяти супов не просто можно, а нужно пить. Люди не совсем к этому привыкли, поэтому у нас стоят здесь ложки, чтобы можно было доскрести, доесть и все такое.
Ты идешь по улице, едешь в машине или на велосипеде. В одной руке у тебя телефон, ручка, руль, а в другой суп.
Я с детства занимаюсь спортом, поэтому логично, что у нас здесь не продают алкоголь, да и супы сами по себе полезны. В сэндвичах и роллах у нас даже майонез не идет. Максимум – сметана, оливковое масло или творожный сыр.
Фразу, которая стала нашим девизом:
«Раз в сутки суп должен быть в желудке».
Мне ее еще дед мой говорил и меня к этому приучал.
На самом деле, есть много статей, которые говорят, что эта пища легко усваивается и просто идеальна для обеденного перерыва.
Про название
До того как открываться, мы устроили мозговой штурм со Стасом и еще одним пареньком, который работал у него на тот момент.
Я думал, что буду тем, кто придумает оригинальное классное название, но этим человеком оказался как раз этот парень. Он сидел, перебирал однокоренные слова и выдал: «Супстанция».
Мы, не долго думая, сразу звоним на счет вывески, решаем как обыграть и все такое, и только потом додумались посмотреть, нет ли еще заведений с таким названием.
Оказалось, что есть. В Казани. Но это ничего страшного.
Правда, несколько раз мне звонили из Казани и спрашивали, открыто ли у нас, потому что принимали за местное кафе, которое в тот момент не работало.
Сейчас мы потихоньку работаем над небольшим ребрендингом, в котором слово «Суп» заменяется на Soup.
Про аудиторию
На 7-й Гвардейской трафик, конечно, слабоват. Но мы хотели открываться именно в Центральном районе.
Есть у нас в городе такая тенденция, что если освобождается какое-то «сладкое» место под аренду, крупные ребята узнают об этом день в день, в то время как мы видим помещение в интернете только через пару дней.
Открывали все без кредитов, но и без финансовой подушки, потому аренда в самом центре «кусалась». Здесь приемлемо, особенно если хочется именно посмотреть: зайдет или нет.
Думали, что будут больше всего заглядывать люди с улицы, но оказалось, что это офисные сотрудники. Многие приходят пообедать именно к нам, несмотря на то, что здесь не маленькая конкуренция: это две столовых, две шаурмичные и на другой стороне проспекта «БлинБери» и все такое.
Но к нам еще едут. Именно едут за нашими супами, а не идут из соседних зданий. То есть, свой покупатель есть.
Меньше всего хочется, чтобы человек пришел к нам и не нашел того, чем может подкрепиться. Поэтому у нас есть веганские супы. Они полностью овощные, даже без добавления сливок или сыра. А если суп не хочется, то есть роллы и сэндвичи.
Конечно, есть комбо, или «фиты» по-нашему. Часто люди даже просят отдельно эти позиции, и мы им предлагаем брать вместе, потому что так дешевле.
Я уверен, что если бы мы закрылись, чего не будет ни при каких раскладах, многие бы расстроились.
Про бизнес
Предпринимательство – это сложно. Это постоянная ответственность. Но это того стоит. Даже когда приезжаю на работу в не лучшем расположении духа, здесь настроение поднимается.
Я не люблю слово команда, потому что оно сильно опошлено, но мы и правда, очень плотно общаемся, без указаний типа «ты – подчиненный, я – начальник». Не теряем при этом субординацию, понимаем, что мы именно работаем. Планерки проводим почти каждый день.
Вообще, главное правило – постоянный рост. Пусть понемногу, даже не очень заметно, но мы все время развиваемся, то там, то тут. Это помогает нам работать.
За то время, как мы сюда заехали, среди наших соседей сменилось шесть заведений общепита.
Для тех, кто хочет начать свое дело, могу сказать только, что бояться не стоит. Но надо понимать, для чего тебе это. Если хочется много денег здесь и сейчас, то ожидание может не совпасть с реальностью. И запасайтесь терпением. Терпением и настойчивостью.
В прошлом году в городе открылись наши прямые конкуренты. Закрылись через два месяца, сделав вывод, что «Волгоград еще далек от темы супов в стакане». Вот самый наглядный пример.
Текст: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов