Не секрет, что один из главных символов России - Московский Кремль - проектировался и строился под руководством итальянских мастеров. Одним из них был Алевиз Старый.
Он строил и часть кремлевской стены и реки Неглинки, и обустраивал двор великого князя Ивана III (а позже и Василия III), и проектировал ров на месте нынешней Красной площади… В Москве он провел больше 15 лет.
Кем он был? Откуда приехал? Чем занимался на родине?
Начнем с того, что Алевизом Старым его прозвали исключительно русские летописцы. Несколько веков (да, да – веков!) именно под таким обозначением он был известен историкам и любителям истории.
Когда итальянские ученые изучили почти всех мастеров Возрождения, проживших в Италии, они обратились к менее известным персонажам. Многие ведь из них уехали из Италии в поисках лучшей доли в Венгрию, Польшу, Московию…
В поле зрения итальянских ученых попал и Алевиз Старый. Понять, что это был за человек, казалось непосильной задачей. Все, что о нем знали, было лишь странное имя и немудреное прозвище.
Но именно за имя и зацепились первые исследователи. Алевиз? Так то ж наш родной Алоизий! Первый шаг был сделан. Но дальше начиналось перепутье – алоизиев в Италии было полно.
Было известно примерное время появления Алевиза в Москве – 1490-е годы. Значит, нужно было искать среди документов, появившихся до 1490-х годов. Это немного облегчало задачу, но все же пока до разгадки было далеко.
Так бы и топтались исследователи на месте, если бы в Милане не обнаружилось письмо от 19 ноября 1496 г.
В нем секретарь Герцогской канцелярии Г. Сервулло рассказывал миланскому герцогу Лудовико Моро о разных мастерах, уехавших в Россию из Милана. Среди них он упомянул и некоего «стенного мастера и инженера» Алоизия да Карезано.
Такие находки у историков случаются раз жизни. Ну, хорошо, два-три…
В общем, все сошлось – стенной мастер и инженер с искомым именем. Словно для того, чтобы развеять любые сомнения, Сервулло оговорил, что «мастер Алоизио написал два-три письма – монаху Эгидио из Сант-Анджело и мастеру Амброджо да Кастелло, брату и свояку названного мастера Алоизио… Монах сообщает, что он доволен, что он обласкан государем, который подарил ему восемь своих одежд, что ему платят предостаточно, и что государь хочет, чтобы он построил замок, подобный тому, что в Милане и что на границах императорских земель». Думаю, понятно, что под «государем» тут понимается Иван III, а под «замком» – Московский Кремль. Алевиз даже хотел передать в Италию лишние деньги (целый бочонок!), но пожаловался на отсутствие надежного посланца.
Казалось бы, все было ясно. Алоизий да Карезано был миланским мастером. Да и русская летопись говорила о нем как о приезжем из Медиолама (так красиво русские исковеркали простое слово Милан).
Однако дотошных итальянцев смутила вторая часть имени Алоизия. «Да Карезано» означало принадлежность к какому-то городу. Вспомним хотя бы Леонардо да Винчи, родившегося в городке Винчи.
Да, Алоизий приехал в Россию из Милана, однако родился и какую-то часть жизни он прожил в другом месте.
Итальянские ученые стали искать возможные варианты, перебирая названия всех городов Италии, хоть как-то похожие прозвище Алоизия. Подозревали село Каркано и город Кареццано…
Потом обратили внимание на то, что в письме упоминались и другие мастера. Они почти все происходили из Пьемонта. Глянули на карту этой замечательной провинции и обнаружили… город Карезано! Дальнейшее было делом техники. В пьемонтских архивах нашли упоминания о целом семействе Карезано (аж с XIV в.). С XVI века Карезано уже относились к дворянам, а дальний родственник Алоизия Карезано Джузеппе в 1560-е годы стал даже губернатором Турина.
А вот судьба Алевиза Старого неизвестна – скорее всего, он умер в Москве. Но дело его живет. В буквальном смысле!
Было интересно? Хотите узнать больше о других италомосквичах? Читайте, ставьте лайки! И оно будет. Спасибо за внимание!