Весна 1950 года. Ещё не заросли раны Второй мировой войны, как началось новое противостояние, получившее название "Холодная война". В условиях абсолютной секретности советские лётчики летят к Северному полюсу. Их цель - найти короткий и безопасный путь для ответного авиаудара США в случае "ядерной войны".
Исторический контекст
Вторая мировая война прервала освоение Арктики и Крайнего Севера. Едва нацистская Германия ушла в небытие, встал вопрос о том кто из держав - США или Советский Союз сильнее. И без Арктики было никак. Её военно-стратегическая роль значительно возрасла. Холодная война привела к серьёзному обострению противоречий между двумя системами — военным блоком НАТО во главе с США и Организацией Варшавского Договора, где лидировал СССР. Появление в 1945 году у США атомного оружия вынуждало СССР делать всё возможное и невозможное для скорейшего создания собственной атомной бомбы. Её первые успешные испытания прошли в августе 1949 года.
Кратчайший путь к Америке для нанесения возможного ответного удара лежал через Северный полюс. Однако бомбардировщикам требовались аэродромы "подскока", причём не только на побережье Ледовитого океана, но и на дрейфующих льдах полярных морей. Да и новейшие ракетные комплексы того времени могли "дотянуться" до Америки только через полюс. Возможностей полярной авиации по созданию необходимой военной инфраструктуры в Арктике явно не хватало. Главком ВВС маршал авиации Константин Вершинин решил привлечь к решению этих задач военно-транспортную авиацию и десантников.
Сверхсекретная экспедиция
Первоначально планировали высадить на "верхушку" земного шара парашютный десант, который подготовил бы аэродромную полосу для Ил-12. Но у самолётов был ограниченный запас грузоподъёмности. Тогда приняли оригинальное решение: весь груз и военный десант разместить на тяжелых буксируемых планерах конструкции Цыбина Ц-25.
Подобные планеры применялись в годы Великой Отечественной войны для доставки необходимых грузов партизанам. В Туле в послевоенные годы базировался целый планерный полк, и даже осенью 1948 года впервые провели масштабные планерные учения. Выбор места старта был логичен.
Отбор в десант проводился очень тщательно. Все его участники расписались в том, что в течение 50 лет они не разгласят детали этой секретной операции. В перелёт отправлялись только добровольцы и, что важно - холостяки. Лететь на безмоторных аппаратах над незамерзающими полыньями и ледяными торосами было крайне рискованно. В случае непредвиденных ситуаций планеры пришлось бы отцеплять и сажать на неподготовленные площадки, а это грозило почти неминуемой аварией.
11 марта 1950 года с тульского аэродрома Мясново стартовала первая в мировой практике экспедиция на Северный полюс в составе двух планерных поездов "самолёт Ил-12Т – планер Ц-25". Цель перелёта - определение возможности и условий эксплуатации планеров в Арктике. Ведущий самолёт Ил-12Т пилотировал Герой Советского Союза, бывший фронтовик, капитан Александр Харитошкин; командир экипажа планера — Алексей Фролов. Командиром второго буксировщика был капитан Василий Родин; командиром планера — Вадим Шмелёв. Вторыми пилотами бесшумных кораблей назначили опытных офицеров Петра Воробьёва и Василия Шушуйкина. В десантную группу вошли только офицеры. Возглавил спецгруппу полковник Антон Гирко, старший инспектор штаба военно-транспортной авиации.
Ювелирная работа
В аэросцепках требовалась большая слетанность буксировщиков и планеристов — не допускалось не только превышение, но и снижение планера за самолётом, поскольку планер мог перевести буксировщик в пикирование, или же заставить "Ил" задрать нос, что грозило потерей скорости и сваливанием.
Перелёт проходил по маршруту Тула – Казань – Свердловск – Омск – Новосибирск – Красноярск. В Красноярске провели подготовку летательных аппаратов к полётам в арктических условиях. Далее шли по маршруту Красноярск – Подкаменная Тунгуска – Хатанга – Тикси. Из Тикси в течение десяти дней выполнялись тренировочные полёты по адаптации экипажей к Арктике, отработке взлётов и посадок на лёд. В планер Фролова загрузили собак, нарты и каюра, чтобы испытать, как они поведут себя в воздухе. Четвероногие пассажиры два часа летали на высоте 2200 метров и отлично выдержали экзамен. В Тикси заправили самолеты, загрузили планеры бочками с бензином и соляркой. Взяли оленьи шкуры и продовольствие на три месяца.
Затем состоялся короткий бросок к острову Котельный, разведку которого уже провела полярная авиация Главсевморпути. Арктика встретила десантников лёгким ветерком, ослепительным безмолвием и крепким морозом. Приступили к вмораживанию деревянных поленьев в лёд. К ним тросами прикрепили самолёты и планеры, чтобы ветер не опрокинул технику. Едва успели управиться с делами, как на аэродром обрушилась снежная буря. Лишь на четвёртый день стихия угомонилась. Фюзеляжи самолётов и планеровзавалило снегом. Десантники вооружились лопатами, стали разгребать снежные горы.
5 апреля полярная экспедиция взлетела с острова Котельный и отправилась в 1700-км перелёт для посадки на заранее разведанную льдину. Это расстояние два планерных поезда преодолели за шесть часов.
Температура за бортом опускалась ниже минус 30°С, а кабины планеров не отапливались. В небе играли сполохи северного сияния, воздух был до предела наэлектризован, обшивка на самолётах светилась, с плоскостей стекали светящиеся струи.
Внизу показалась огромная ровная льдина. Двумя гирляндами посыпались с планеров десантники. Первым на ледовый аэродром сел "Ил" Харитошкина, затем — оба планера и самолёт Родина. В относительной близости от льдины планеристов уже дрейфовала станция "Северный полюс-2". На "СП-2" отрабатывалась эксплуатация с аэродрома на дрейфующих льдах в районе Северного полюса поршневых истребителей и бомбардировщиков. Участники экспедиции поставили палатки, на которые набросили оленьи шкуры. Загудели газовые плиты. Температура в полотняных домиках поднялась до 5–7 градусов тепла. Организовали горячий ужин, хотя и здесь столкнулись с проблемой — все продукты смёрзлись в камень, пришлось даже применить топоры. Утром началось сжатие льдов и пришлось срочно решать задачу эвакуации, так как льдина треснула, сократив взлётную полосу на треть. За двое суток удалось расчистить новую полосу, достаточную для взлёта Ил-12 с планером на буксире.
7 апреля планерные поезда взлетели с ледового аэродрома и взяли курс на Северный полюс. Через полтора часа полёта оба поезда достигли Северного полюса. Впервые в истории над Северным полюсом пролетели планеры.
Сделав на высоте 400 м три круга над полюсом, аэросцепки вернулись на "свою" льдину и уже на следующий день — 8 апреля — отправились в обратный путь.
При перелёте в Хатангу один из поездов попал в обледенение. Избавиться от него помогла спутная струя буксировщика, хотя это запрещалось руководством по лётной эксплуатации. Самолёты и планеры вернулись в Тулу "своим ходом" и 11 мая приземлились на аэродроме Мясново.
Перелёт показал, что планеры можно успешно эксплуатировать в Арктике. Командиров планеров и буксировщиков обещали представить к званию Героя Советского Союза. Правда, в итоге их удостоили лишь орденов Ленина (по другим данным — орденов Красного Знамени). Планерные перелёты в Арктике 1950-х годов совершенно замалчивались из-за их секретности. Как следствие, они остались почти незамеченными, хотя пилоты проявили героизм не меньший, чем летчики 1930-х годов, участвовавшие в полярных экспедициях и спасении "челюскинцев".
Еще один перелёт в Арктику из Тулы выполнили в марте – апреле 1954 г. Планеры прибыли 11 апреля на станцию "Северный полюс-4", причём один из планеров доставил на льдину бульдозер. Для сравнения — на мыс Шмидта такой же бульдозер в разобранном виде доставляло четыре самолёта.
Со временем, с увеличением дальности действия межконтинентальных ракет, надобность в полярных военных ледовых базах отпала. Соответственно, не получил дальнейшего развития и опыт применения планерных поездов.
Два первых планера, побывавшие на полюсе, ещё несколько десятилетий стояли с заколоченными фанерой кабинами на краю аэродрома Мясново. Память же о беспримерном перелёте на Северный полюс сохраняется в Туле сегодня в названиях улиц Планерная и Полюсная, а также в названиях 11-ти Полюсных проездов.
Олег Золотарев