Найти тему

Как организационная структура агентства влияет на успех бизнеса?

Оглавление

Всем привет! С вами Сеодроид. О том, как организационная структура агентства влияет на успех бизнеса, на «Большой агентской конференции» Яндекса рассказала независимый консультант по работе агентств Анна Караулова. А мы записали и делимся конспектом с вами. Поехали!

Агентства обычно начинаются с пары человек-единомышленников. Проблем нет. Когда команда растет, появляются проблемы, в основном — в коммуникациях. Менеджер по продажам пообещал то, что нельзя выполнить. Руководители отделов не могут договориться о маркетинговом плане.

Если в структуре ошибки, они перейдут на бизнес-процессы.

Регулярная организационная структура — это армия. Ее принципы:

  • Единоначалие — в один момент времени команда подчиняется одному командиру, не может быть двух руководителей одновременно.
  • Иерархичность — за человеком заранее закреплено, кому он подчиняется и кто подчиняется ему.
  • Закрепление ответственности — руководитель принимает решения и несет ответственность за последствия.
  • Свобода творчества — сотрудники сами решают, каким способом решать задачи, которые ставит руководитель.

Типы организационных структур

Анна рассмотрела 6 типов организационных структур и рассказала об особенностях каждой из них.

Жесткие организационные структуры

Линейная

Ключевые особенности:

  • обязанности подчиненных не зафиксированы;
  • все сотрудники подчинены руководителю;
  • заместители не принимают решений;
  • решения принимает руководитель — ставит задачи, согласует работы, проводит собеседования и т. д.

От этой структуры, возможно, стоит уйти, если у вас 10 человек, и точно — если 20.

Функциональная

Ключевые особенности:

  • обязанности четко закреплены;
  • выстроена иерархия — у отделов есть руководители;
  • руководитель одного отдела может поставить задачу сотруднику другого отдела, минуя его руководителей;
  • сотрудники участвуют в генерации идей;
  • ответственности руководителей и сотрудников разделена.

Отлично работает для штата 20 человек, нормально — 30-40 человек, плохо — 50 человек.

Линейно-функциональная

Ключевые особенности:

  • все подразделения делятся на две группы: линейные и функциональные;
  • линейной группой руководит операционный директор, функциональной — исполнительный;
  • обязанности сотрудников и подразделений жестко зафиксированы;
  • задачи ставят только руководители.
Каждая группа подразделений выполняет свою роль в компании
Каждая группа подразделений выполняет свою роль в компании

Оптимальна для штата выше 50 и до 150 человек. Ошибка — если генеральный директор не нанимает замов.

Холдинг

Близок к линейно-функциональной структуре. Ключевые особенности:

  • подразделения превращаются в отдельные компании;
  • выделяется отдельное подразделение в виде управляющей компании;
  • у руководителей отделов-компаний появляются широкие полномочия;
  • управляющая компания курирует планирование, финансы, безопасность;
  • увеличивается скорость принятия решений и реакции на изменения внешней среды;
  • появляется возможность масштабировать бизнес.

С точки зрения учредителей холдинга, такая структура очень надежна. Ее уже не требуется менять — только корректировать.

Гибкие организационные структуры

Но пройдя этап линейно-функциональной структуры, компания может не перейти к холдингу, а пойти путем гибких организационных структур.

Матричная структура

Ключевые особенности:

  • команда собирается из сотрудников разных подразделений под проект;
  • пока задача не поставлена, сотрудник подчиняется производственному руководителю;
  • когда ставят задачу, он переходит в подчинение руководителю проекта;
  • производственный руководитель отвечает за подбор персонала, обучение и сопутствующие задачи, руководитель проекта — за тактическое планирование, ход и результаты проекта. В зону ответственности друг друга они не вмешиваются;
  • команды легко формировать, расширять и сокращать.
-3

Структура подходит агентствам со штатом более 50 человек и несколькими направлениями деятельности.

Холакратия

Ключевые особенности:

  • Полномочия и ответственность в таких организациях распределяются по всем рабочим командам.
  • Каждый сотрудник может влиять на жизнь компании и обладает полной властью в рамках своей роли.
Выбирая структуру агентства Анна рекомендует пользоваться этой схемой
Выбирая структуру агентства Анна рекомендует пользоваться этой схемой

Вот, пожалуй, и все на сегодня. Больше конспектов с «Большой агентской конференции» Яндекса — в нашем блоге.