Найти тему
КиноНытик

Чтобы помнили: Всеволод Санаев – любовь к кино увела из МХАТа

Сначала читаешь десятки заметок в советской прессе, потом читаешь и смотришь фрагменты и обрывки интервью, готовишься написать текст. И все равно не знаешь, как начать - столько всего в себе умещал этот человек, актер, глыба.

Его первым заметным появлением в кино стал фильм «Волга-Волга» 1938 года, где он в возрасте 25 лет сыграл сразу две роли – лесоруба и участника оркестра. Роли почти эпизодические, однако заметили. После этого фильма много, ярко, харизматично. И так – всю жизнь. Последняя роль – в фильме Владимира Меньшова «Ширли-Мырли» 1995 года, когда Всеволоду Васильевичу было уже за 80 лет.

Он много снимался, поэтому о нем много писали: хвалили, разбирали роли, а нередко и критиковали.

"Оптимистическая трагедия"
"Оптимистическая трагедия"

Его отличали обаяние, простота, естественность. Он и нравился, но влюблена была публика в других, эти другие получали роли, а он ждал своих ролей, четверть века. Соглашался на любую работу в кино.

Его любовь к кино называли странной, непонятной, называли даже близкие люди. Когда он ушел из МХАТа, чтобы сниматься, то его не поняли даже друзья. И только он сам чувствовал свою необходимость быть именно в кино.

Режиссеры и киноведы в 1950-60-е годы говорили, что Всеволод Санаев вкладывал в кино всю свою душу, играл искренне и в образах отражался он сам. Новые герои открывали собственную душу актера, поэтому были интересны зрителю, который видел не образ, а человека. Вспомните (и пересмотрите) «Оптимистическую трагедию», где Всеволод Васильевич сыграл Сиплого, или «Скуки ради», где он создал непростой образ Гомозова. Каждая его роль – пласт жизни.

"Пять дней - пять ночей", "Ваш сын и брат"
"Пять дней - пять ночей", "Ваш сын и брат"

Всеволод Васильевич Санаев - выходец из семьи потомственных тульских оружейников. Он и сам должен был пойти по стопам своих предков – стать рабочим. Но сначала он стал посещать в юности драматический кружок, потом устроился на работу в театр. А позже уехал в Москву учиться. А родители все ждали, когда он вернется на малую Родину. Но он не вернулся – твердость характера и ответственность за свои решения были его отличительными чертами с молодости.

В 1965 году на экраны вышел фильм Василия Шукшина «Ваш сын и брат», где Всеволод Санаев выступил как бы от имени отца, сыграв Ермолая Воеводина. Здесь есть обращение к своей судьбе, и его роль отразилась к сердцам тысячей таких же, как он.

У Воеводина четверо сыновей, каждый из них живет по-своему, Игнат и Максим ушли в город, хотя отец был против, и тяжело переживал. В городе Игнат стал цирковым артистом, вложив свою внутреннюю силу в профессию циркача.

Это не дает покоя отцу. Когда сын с женой приезжают на Катунь в родные места, Ермолай видит, как изменился сын. И так со всеми сыновьями.

Правота Ермолая Воеводина крепко засела в нем, она живет в нем сама по себе, уверенно и достойно. Так и сам Санаев не раз признавался, что крепость характера во-многом определяет личность человека. Сильная роль.

И таких ролей у Всеволода Васильевича было множество – без работы в кино он не сидел. Критики обсуждали его роли, разбирали их, признавая глубину и многогранность образов.

Киноведы отмечали мастерское исполнение роли рабочего в фильме «Рассказы о Ленине», роль поэта в кинокартине «Песнь о Кольцове». А в 1958 году Всеволод Санаев получил звание заслуженного артиста РСФСР. А в 1964 году – Народного артиста.

А после были еще три десятилетия творческой карьеры: «За нами Москва», «Освобождение», «Возвращение «Святого Луки», «Печки-лавочки», «Версия полковника Зорина», «Тегеран-43», «Забытая мелодия для флейты» и многие другие фильмы.

Его дочь – актриса театра и кино Елена Санаева пошла по стопам отца, а внук – Павел Санаев написал две книги, в том числе и знаменитую «Похороните меня за плинтусом», снявший «Последний уик-энд», «Нулевой километр» и «На игре». А второй зять Всеволода Васильевича – актер и режиссер Ролан Быков.