С детства я обожала читать абсолютно разные книги: те, что рассказывали про приключения, про детективные расследования, про обычную жизнь ребят и их необычные истории. Я хорошо помню, как, оставаясь у прабабушки в гостях, я открывала полку шкафа, где было столько книг, сколько маленькому ребенку не сосчитать. Они были моим сокровищем. Не знаю точно, но, мне кажется, я не прочитала и половину этой коллекции.
Мне кажется, что особенно сейчас, когда времени не хватает почти ни на что, ведь мир находится в постоянном движении, очень важно прививать любовь детей к книгам и чтению, ведь тогда дети, погружаясь в мир букв, будут самостоятельно учиться правилам поведения, нормам морали, узнают побольше об окружающем мире, найдут то, что им интересно.
Так вот, когда я приходила в гости к своей прабабушке, мне очень нравилось читать подолгу, многие книги я сейчас уже и не вспомню, но в моей памяти точно есть одна история. Как-то раз я взяла очередную книгу. Она рассказывала о правилах поведения, которые людям необходимо было соблюдать в разные периоды развития человечества. Обычно, я не беспокоила никого, потому, что при чтении рассказов вопросов много не возникало. А тут правила поведения. Непонятно, кто их придумал и зачем, непонятно, почему люди были обязаны им следовать, непонятно, почему некультурных в этом плане людей сторонились и почему сейчас все не так строго.
Я обратилась с этим вопросом к прабабушке. Она мне рассказала, что в человеке всегда ценилась дисциплина, что люди, соблюдая эти правила, как бы охраняли спокойствие других. Например, правильное расположение столовых предметов – скрещенные или параллельно сложенные ножи, вилки и ложки - после приема пищи символизировало что-либо слугам, поэтому не нужно было кричать, подзывая их, и никто никому не мешал. То есть, это были, своего рода, ограничения своих действий ради свободы и спокойствия других людей.
Она также сказала, что многие правила были придуманы из соображений безопасности. Например, рукопожатие – для того, чтобы показать отсутствие оружия.
Сейчас для нас такие вещи могут показаться очевидными, но для маленькой меня это было открытием. Я поняла, что в мире столько знаков и символов, которые могут что-либо означать (так я придумала себе занятие – во всем искать скрытый смысл). Но самым главным уроком, который в тот момент таким не показался, было то, что свобода одного человека – это ограничения другого, и наоборот. Казалось бы, зачем себя ограничивать, но ведь тогда лишний жест мог привести к дуэли, да и сейчас создаст конфликт. Поэтому для общего благополучия и были придуманы правила этикета и нормы поведения.