Эксперт КП-Новосибирск – ведущий научный сотрудник Института клинической и экспериментальной медицины Александр Чепурнов. Он заведовал лабораторией в секретным «Вектор», где разрабатывают вакцину от коронавируса. Наш собеседник участвовал в научных разработках против другой напугавшей мир напасти – лихорадки Эбола. Сегодня он отвечает на главные вопросы о китайской эпидемии.
Что – страшнее: коронавирус, свиной грипп или лихорадка Эбола?
- Когда свиной грипп только возник, сразу пошли заявления о бешеной летальности – до 15-20%. Возможно, после этого и сохранились впечатления об очень высоком уровне опасности. Но потом цифры стали спадать, пока не вышли, чуть ли, не на уровень обычного гриппа. На данный момент коронавирус, получается, представляет большую угрозу. Кроме летальности есть и другой фактор: свиной грипп быстро расползался. Посмотрим, какой будет дальнейшая скорость распространения коронавируса. А вот лихорадка Эбола даже не передавалась воздушно-капельным путем. Вирус содержался в выделениях больного человека – крови, рвотных массах. Если не прикасаться к больным людям с кровотечениями и рвотой, то и заражения быть не должно. Так что элементарные правила санитарии позволял врачам работать с зараженными. Если же вспомнить, например, чуму – там достаточно было одной бактерии.
Почему вирус обосновался в Италии, но относительно щадит граничащую с Китаем Россию? Может, у нас его проглядели?
- Я списываю это на случайности, которые бывают и в микробиологии, и, вообще, в жизни. Еще недавно столько разговоров было об этнической направленности вируса. Мол, европейцы не болеют. Вот, пожалуйста, уже знаем, что болеют. И умирают. И потом, общая граница – не решающий фактор для распространения вируса. Приведу личный пример. Я как-то летел из Новосибирска через Москву и Нью-Йорк в Даллас. В какой-то момент оказался рядом с итальянкой, которая летела из Пекина к себе в Рим. Мы с ней разговарились, она подкашливала и шмыгала носом. А через два дня ночью я проснулся от того, что у меня – жар. Видимо, она везла из Пекина грипп, и через меня передала его на американский континент.
Существуют ли группы риска, наиболее уязвимые для коронавируса?
- Да, это, во-первых, возрастная группа – в категории людей 75-лет летальность достигает 15%. Далее – сердечники и легочники.
Могут ли быть переносчиками домашние животные? А дикие? А птица? А рыба?
- Сейчас появились данные о заражении от кошки. Насколько это достоверно - скоро узнаем. С дикими животными мы, как правило, не контактируем. А у рыб, все-таки, очень иначе организована клетка. Думаю, такое невозможно.
Как может повлиять на заболеваемость приход весны?
- Не думаю, что это скажется, но если скажется, то будет, скорее всего, хуже. На фоне других, приходящих с весной, болезней — таких, как ОРВИ, грипп, его как раз будет сложнее диагностировать. Больных станет больше, нагрузка на врачей увеличится, глаз замылится.
Нужны ли для защиты от коронавируса очки?
- Очки могут быть защитой, потому что входные ворота для этого вируса – слизистая. А передается он не только воздушно-капельно. Можно притронуться к какой-то зараженной поверхности, потом - к лицу, или глазам, и таким образом занести себе инфекцию.
Как действовать, если предполагаешь, что контактировал с обладателем вируса?
- Если возникает такое подозрение – лучше сразу минимизировать контакт. А потом вымыть руки, умыться. И можно воспользоваться спиртом. У меня, например, есть распылитель, которым я при любых сомнительных случаях пользуюсь. Сбрызнул на руки, лицо протер. Не каждый раз, но когда бывают сомнительные моменты, сделать это не сложно.