Чуть ли не каждый из нас хоть раз делал видео на телефоны, камеры или фотоаппараты. Но, вот незадача, не всегда это получается сделать хорошо и красиво. Как научиться снимать, особо не изучая тонны правил по построению кадра? Подражайте мастерам!
Уэс Андерсон – американский кинорежиссер, номинант огромного количества кинопремий (около 40), в том числе и такой престижной премии, как «Оскар».
Вы можете знать его по фильмам «Семейка Тененбаум», «Отель Гранд Будапешт», «Бесподобный мистер Фокс», «Королевство полной луны» и др.
Кто видел работы этого кинохудожника уже не перепутает его стиль(или «почерк», как говорит сам Андерсон) ни с чем. Для меня Уэс - матемаик в мире кино: кадры - строго геометричные, а постановки фильмов - будто по формулам.
Вы будете смеяться, но я больше всего стараюсь не повторяться.(с)Уэс Андерсон
Хоть Андерсон остается неизменный своему стилю, каждая его история уникальная и не похожа на другую.
Сегодня мы рассмотрим 4 приема, которые использует Уэс Андерсон для создания практически кукольных миров. Фильмы, которые находятся на грани театральных представлений и современного кино!
ФОРМУЛА №1
СИММЕТРИЯ
Кто из нас не скучал на уроке математики с мыслью: «эта информация мне не пригодится»? Не знаю, думал ли об этом Уэс Андерсон в свое время, но свою любовь к, как минимум одной теме – симметрии - он доказал всему миру. Каждый его кадр можно приводить в пример на уроках геометрии – как же все симметрично выстроено!
Если бы я готовила викторину по Голливудским режиссерам, то Уэса Андерсона я бы загадала под словом «симметрия».
Вы только взгляните какая эстетика в кадре! Постановочность и неестественность, в мире режиссера, приобретают совсем другие смыслы: раскрывают характеры комичных персонажей глубже, чем социологическая драма. И, кстати, именно симметрия подчёркивает комичность.
ЧТО: СИММЕТРИЯ (КОМПОЗИЦИЯ КАДРА)
ЧТО ДАЕТ: ПОДЧЕРКИВАЕТ КУКОЛЬНОСТЬ, НЕЕСТЕСТВЕННОСТЬ, КОМИЧНОСТЬ, ПРИ ЭТОМ ПОДНОСИТ КАДР БОЛЕЕ «АРИСТОКРАТИЧНО» И ЭСТЕТИЧНО.
ФОРМУЛА №2
ЦЕНТРИРОВАНИЕ и РАМКИ
Режиссер неизменно уважает личные границы каждого (видимо, Уэс еще и мудрый психолог) и уделяет своим героям центральное место в кадре. При этом оставляет вокруг персонажа «воздух»(незаполненное место) или же окружает личными предметами, которые как нельзя кстати передают тонкости образа.
Обратить на предмет/героя внимание помогают рамки из стен, предметов, симметричных линий.
Каждый герой у Андерсона – это отдельный мир со своими интересами, взглядами и странностями. Каждый предмет, фигура, деталь – на своем месте.
Ничего лишнего, будто все по формуле!
ЧТО: ЦЕНТР КАДРА, РАМКИ(КОМПОЗИЦИЯ КАДРА)
ЧТО ДАЮТ: ОПРЕДЕЛЯЮТ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ ГЕРОЯ И ЕГО ПРОСТРАНСТВО(ВАЖЕН НЕ ТОЛЬКО ГЕРОЙ, НО И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ), ПОДЧЕРКИВАЕТ ВАЖНОСТЬ ВЫДЕЛЯЕМОГО.
ФОРМУЛА №3
КУКОЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ И КОСТЮМЫ
Дополняют мир Андерсона кукольные дома, костюмы, персональный почерк для каждого персонажа, узнаваемые личные вещи героев.
Без ярких деталей первые 2 приема не играли бы такой большой роли, но вся атмосфера неестественноси происходящего, совершенно не отталкивает, а пробуждает еще больший интерес.
Скажу вам честно, когда я посмотрела «Отель Гранд Будапешт» впервые, я подумала «никогда я больше смотреть это фильм не буду!». Мне тяжело даются детективные истории(а особенно если там есть такие деталь, как отрубленные пальцы), НО фильм я пересмотрела не менее 5-ти раз. В чем же его секрет? Даже такие отталкивающие фрагменты как убийство или смерть, Уэс Андерсон передает комично, легко и даже немного абсурдно, что хочется смотреть еще и еще!
ЧТО: КУКОЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ И ЯРКИЕ КОСТЮМЫ (ОКРУЖЕНИЕ ГЕРОЕВ)
ЧТО ДАЮТ: ДОБАВЛЯЮТ КРАСОК В ПОВЕСТВОВАНИЕ, ПОДЧЕРКИВАЮТ «ВЫДУМАННОСТЬ» ДА И ВООБЩЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЙ И ИСТОЧНИКОМ ВДОХНОВЕНИЯ!
ФОРМУЛА №4
ПАНОРАМА и РЕЗКОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
Способы съемки многое говорит о мире, в который нас погружает режиссёр.
Уэс намеренно не придает глубину кадрам и не создает перспектив. Все что происходит на экране – одна единая плоскость. Как в театре.
Уэс не делает плавных переходов, чтоб зритель не ощущал себя по ту(внутреннюю) сторону экрана, а наоборот –выстраивает границы между миром зрителя и миром его героев.
Более резкие переходы – добавляют динамичности(которая нужна для комедии); подчеркивают неловкость или неожиданность ситуации (вспомните «вот это поворот»).
ЧТО: ПАНОРАМА И РЕЗКОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ(СПОСОБ СЪЕМКИ)
ЧТО ДАЁТ: СОЗДАЕТ ЭФФЕКТ ТЕАТРА, УМЕНЬШАЕТ ГЛУБИНУ ПОКАЗЫВАЯ КАДРЫ КУКОЛЬНЫМИ, И ДАЖЕ ПЛОСКИМИ, ОЖИВЛЯЮ ДИНАМИКУ.
Это, конечно же не все хитрости Андерсона,но именно по этим приемам, можно узнать необыкновенную стилистику режиссера и применить их самостоятельно вполне реально!
Вдохновения и приятного просмотра!