Найти тему
eat, play, love

Книги о видеоиграх и игровой индустрии

Оглавление

В свое время, когда я писала диплом на тему истории игровой индустрии и журналистики в частности, я столкнулась с крайней нехваткой источников, в особенности русскоязычных. Игровая индустрия почти не рассматривалась как что-то, достойное целой книги, которая нашла бы свою аудиторию.

Но вот, несколько лет спустя, на прилавках одна за одной появляются книги об искусстве видеоигр, истории известных издателей и разработчиков, геймдизайне и геймификации, а также всевозможные руководства и художественные произведения по мотивам известных игр.

Расскажу о некоторых нехудожественных книгах, связанных с игровой индустрией и доступных на русском языке.

Играй! История видеоигр (Тристан Донован, 2010)

Издательство "Белое яблоко", 2014 год
Издательство "Белое яблоко", 2014 год

"Играй! История видеоигр" является первой переведенной на русский язык книгой по теме истории и становления индустрии видеоигр в целом (без углубления в историю одной студии или серии). Оригинал (Replay: The History of Video Games) был опубликован в 2010 году, до России книга дошла только спустя четыре года. Плюсов у книги много: это действительно огромное количество информации в удобном формате, интересные интервью; а вот главный минус — тираж, всего 3000 экземпляров, в результате чего книгу практически невозможно приобрести сейчас. Возможно, нынешняя популяризация видеоигр позволит переиздать её?

Game Over. Как Nintendo завоевала мир (Дэвид Шефф, 1993)

Издательство "Белое яблоко", 2014 год
Издательство "Белое яблоко", 2014 год

До выхода книги Донована российское издательство "Белое яблоко" уже имело дело с нехудожественной литературой по истории видеоигр. В том же 2014 была выпущена "Game Over. Как Nintendo завоевала мир", скромным тиражом в две тысячи экземпляров.

Оригинал книги был опубликован ещё в 1993 году, что говорит об огромной разнице в популяризации игровой индустрии на Западе и в России.

Автор "Game Over" рассказывает об истории ключевой компании индустрии, Nintendo, её проектах (как приставках, так и играх), содержит большое количество интервью и инсайдерской информации. Так же, как и предыдущую книгу в списке, эту очень сложно купить сейчас. Казалось бы, на фоне выпуска Nintendo Switch и мировой популярности недавно вышедшей Animal Crossing, можно было бы перевыпустить и её!

Консольные войны (Харрис Блейк, 2014)

Издательство "Белое яблоко", 2015 год
Издательство "Белое яблоко", 2015 год

В книге Харриса Блейка описана многолетняя история противостояния двух гигантов индустрии: Nintendo и Sega. "Консольные войны" называют бизнес-триллером, рассказывающим историю людей, стоявших за настоящей игровой революцией. Противостояние Nintendo и Sega, их консолей, игр и персонажей вывело всю индустрию на новый уровень, превратив её в многомиллионный бизнес, привлекающий всё больше инвестиций и внимания.

История Nintendo (Горж Флоран, серия книг)

Издательство Белое Яблоко, первая книга - 2018 год, вторая - 2019 год.
Издательство Белое Яблоко, первая книга - 2018 год, вторая - 2019 год.

История Nintendo не оставляет журналистов и писателей. Компания, которая создала известные на весь мир франшизы Mario, The Legend of Zelda, Animal Crossing и Pokémon, удостоилась и значительно более полного освещения в книгах. Француз Горж Флоран пишет целую серию, где каждая книга в хронологическом порядке погружает читателя в историю именитого бренда.

Красочное оформление и просто огромное количество информации стали настоящим подарком для любителей Nintendo. На Западе выпущено уже четыре книги, последняя часть охватывает историю до 1999 года, а значит, что читателей ждёт еще минимум один том.

"L'Histoire de Nintendo" — действительно титанический труд. В России пока выпущены два тома, но мы не теряем надежды увидеть всю серию.

Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр (Шрейер Джейсон, 2017)

Издательство Бомбора, 2019 год
Издательство Бомбора, 2019 год

В книге "Кровь, пот и пиксели" собраны истории создания десяти игр, в частности известнейших The Witcher 3, Diablo III, Uncharted 4, Destiny. С какими подводными камнями сталкивались их разработчики? Автор книги, Джейсон Шрейдер, журналист блога об играх Kotaku и тематического журнала Wired, позволяет нам заглянуть за кулисы индустрии видеоигр и узнать, какой труд стоит за красивой картинкой, которую мы в итоге получаем.

Кодзима — гений (Терри Вулф, 2018)

Издательство Бомбора, 2019 год
Издательство Бомбора, 2019 год

Есть ли кто-то, кто не слышал фразу "Кодзима — гений"? Особенно в 2019 году, на фоне выхода нового проекта, Death Stranding, когда самый известный геймдизайнер Хидео Кодзима приехал в Россию, чтобы принять участие в выставке Игромир и даже сняться в выпуске "Вечернего Урганта"! Неудивительно, что книга Терри Вулфа, в оригинале называющаяся The Kojima Code, на российском рынке была издана именно под таким названием.

Читатели, кстати, довольно прохладно приняли книгу "Кодзима — гений", ведь, не считая предисловия, биографии автора и некоторых интересных комментариев, она почти полностью состоит из истории и пересказа сюжета игр серии Metal Gear Solid. Но почему бы не приобрести для коллекции?

Minecraft. Невероятная история Маркуса "Нотча" Перссона и игры, изменившей мир (Ларcсон Линус, Голдберг Даниэль, 2011)

Издательство Бомбора, 2019 год
Издательство Бомбора, 2019 год

Minecraft стала настоящим феноменом индустрии, завоевала огромную популярность среди геймеров всех возрастов, стала самой продаваемой игрой в истории (176 миллионов копий на всех платформах — поспорить можно только с Tetris). Неограниченные возможности практически бескрайнего мира игры, популяризированные миллионами роликов на YouTube, каждый год приводят новых игроков, для которых "minecraft — это жизнь!". Неудивительно, что история успеха игры должна была быть написана! В 2011 году книга была опубликована на Западе, у нас — в 2019 году, когда издательство Бомбора взялось за дело и выпустило целую серию "Легендарные компьютерные игры". И, в отличие от большинства развлекательных изданий по игре, которые мамы покупают своим детям, эта книга представляет интерес для более взрослой аудитории, которая, кстати, даже не обязательно должна поиграть в легендарный Minecraft, чтобы познакомиться с историей создателя и его творения.

Повелители DOOM. Как два парня создали культовый шутер и раскачали индустрию видеоигр (Кушнер Дэвид, 2003)

Издательство Бомбора, 2020 год
Издательство Бомбора, 2020 год

Ещё одна легенда игровой индустрии — DOOM, задавшая вектор направления всем последующим шутерам от первого лица и действительно "раскачавшая индустрию видеоигр".

Писатель и один из первых журналистов игровой индустрии Дэвид Кушнер опубликовал не одну работу по истории видеоигр, но именно Masters of Doom (2003) стала его первой книгой. Здесь рассказывается об истории "двух Джонов" — Кармака и Ромеро — создателей таких монстров индустрии, как Wolfenstein 3D, Doom, Quake. Дэвид Кушнер акцентируется не столько на играх, сколько на персоналиях самих авторов. Журналистское расследование граничит с повествованием, похожим на роман, интервью, взятые для написания этой книги, делают её по-настоящему живой.

Потрачено. Беспредельная история GTA (Кушнер Дэвид, 2012)

Издательство Бомбора, 2020 год
Издательство Бомбора, 2020 год

Grand Theft Auto — серия, знакомая даже тем, кто далек от игровой индустрии в целом. Изображенные в играх сцены насилия, сама концепция, где герои — преступники, совершающие, естественно, противозаконные действия, не раз подвергалась критике. Один из самых известных противников серии GTA — американский адвокат Джек Томпсон, которому, конечно, уделено место в истории Jacked: The Outlaw Story of Grand Theft Auto.

В 2017 году книга Дэвида Кушнера уже выпускалась в России под названием "В угоне: подлинная история GTA" тиражом всего в тысячу экземпляров. Не успели приобрети тогда? Теперь можно поставить на полку целую серию. Отличная коллекция!

Good Luck Have Fun. Киберспорт (Роланд Ли, 2016)

Издательство Эксмо, 2018 год
Издательство Эксмо, 2018 год

Киберспорт — наследие игровой индустрии, одно из самых противоречивых явлений. Не каждый готов признать соревнования в видеоиграх настоящим спортом, в то время как призовые фонды турниров растут из года в год и бьют мировые рекорды. Специальные арены, профессиональные комментаторы, трансляции на twitch и даже на телевидении — с каждым годом киберспорт становится все более зрелищным.

Книга Роланда Ли рассказывает об истории киберспорта, ключевых его фигурах, играх и турнирах, а в конце даже присутствует небольшой словарь терминологии геймеров. По задумке, вдохновленные юные геймеры могут показать книгу родителям, доказав, что киберспорт — это серьёзно!

Время игр! Отечественная игровая индустрия в лицах и мечтах: от Parkan до World of Tanks (Андрей Подшибякин, 2019)

Издательство Бомбора, 2020 год
Издательство Бомбора, 2020 год

"Время игр!" — единственная отечественная книга в подборке. Андрей Подшибякин, журналист, бывший главный редактор PC Gamer, автор Game.EXE, поставил перед собой задачу рассказать о том, что происходило с нашей родной игровой индустрией в основных проектах и лицах. Российское игровое сообщество испытало теплый приступ ностальгии, вспоминая девяностые и нулевые: игровые журналы с плакатами, сборники пиратских игр, дорогой и медленный интернет. В некоторых рецензиях, однако, довольно скептически отнеслись к авторской манере повествования и отметили бросающееся в глаза количество грамматических ошибок.

_________________________________________________

Конечно, на полках книжных магазинов еще огромное количество книг по мотивам видеоигр: фантастические рассказы, красивые артбуки, энциклопедии игровых вселенных. Я же сосредоточилась именно на нехудожественной литературе, рассказывающей о самых важных проектах и лицах в индустрии.

Надеюсь, что эта информация поможет вам, неважно, станет ли она источником научной работы или вдохновлением для собственного проекта игровой индустрии.

GL HF!