Найти тему

Watetship down/Обитатели холмов. Ричард Адамс. Обзор книги.

Watership down или Обитатели холмов - вышедший в 1972 году роман британского писателя Ричарда Джорджа Адамса, герои которого - дикие арглийские кролики. Когда я впервые услышал о книге про приключения говорящих кроликов, то думал, что увижу трогательную историю в духе Диснея и уж точно не ждал никаких откровений. Однако очень быстро я понял, как сильно ошибался: хотя Обитатели холмов был создан из историй, которые Ричард Адамс рассказывал своим маленьким дочерям, он тянет на полноценное темное фэнтэзи. Автор не стесняется описывать жизнь диких кроликов во всех (подчас весьма жестоких) подробностях, благо с матчастью он был хорошо знаком - досконально изучил зоологические работы, посвященные кроликам.

 Сюжет начинается мирно: герои спокойно живут старой и хорошо обустроенной норе. Однако люди собрались строить на её месте новые дома, и если-бы не способность молодого кролика Пятика (Fiver) таинственным образом предвидеть будущее - быть бы всем погребенными под слоем земли и цемента. Старший брат Пятика, Орех(Hazel) собирает группу тех, кто готов поверить пророчеству и отправиться искать для себя новый дом. 

 На пути им встречается всякое: и погоня со стороны своих-же бывших товарищей, и дикие звери в лесу, хищные птицы, хватающие неудачливых кроликов, стоит им расслабиться. Появляется даже натуральная антиутопия в духе Олдоса Хаксли: кроличья нора, существующая бок о бок с человеком, который прикормил её обитателей урожаем с огорода (флейрой) и расставляет вокруг силки, в которые они время от времени попадают. Остальные просто забывают о том, что пропавший когда-либо существовал, они смирились со своим образом жизни и отказались от кроличьих традиций. Такое вот общество потребления в миниатюре. Однако несмотря ни на что, наши герои (лайк, если прочитал это голосом из аниме про покемонов) находят новый дом на холме Watership down, который и послужил оригинальным названием книги. Это, кстати, реально существующее место в графстве Хемпшир, недалеко от мест, где рос автор. Но проблемы на этом только начались: в новоиспеченной стае нет ни одной крольчихи, так что ей грозит скорое вымирание.

 В таких нестандартных условиях нужно проявлять широту мысли, так что кролики забираются на ферму, где держат их домашних собратьев и вызволяют одну свмку, уводя к себе, параллельно заключая союз с... потерявшейся чайкой, Кехааром. Да, это поморник, сбившийся с пути во время миграции и пострадавший от лап кошки, он говорит с лютым немецким акцентом (и кого это мне напоминает?) и вызывается помочь кроликам найти подруг жизни - осмотреть окресности на предмет других кроличьих нор, откуда можно увести крольчих. И результат не заставляет себя ждать: неподалеку обнаруживается крупная колония, страдающая от перенаселения. Кажется, проблемы решены, но и тут подвох - это еще одна антиутопия, на этот раз ближе Оруэллу: тоталитаризм, слежка всех за всеми, доносы и показательные расправы. Войти можно, выйти - нет, а заправляет всем настоящий ушастый Ким Ир Сен (особисты КНДР за мной уже выехали) генерал Дурман. Когда он был еще крольчонком, его родная нора пострадала от рук людей и хищников, а мать была убита лаской, так что этот кролик помешан на мерах безопасности и строгой дисциплине, все вокруг - либо его подданые, либо враги. Начинаестся противостояние со шпионскими страстями, роль штирлица в которых исполняет Шишак (Bigwig), сильнейший кролик в стае и глава Ауслы - особого боевого отряда. Внедрившись в логово Эфрафы, он находит союзников и организует побег, однако всё просто не может идти гладко, так что их затею едва не срывают, приходится снова выживать в диких условиях, а потом войско злодеев и вовсе приходит прямо к ним домой для эпической финальной битвы. 

 Отдельного упоминания заслуживает проработка вселенной. Во первых у кроликов есть свой язык - Лапинь. В отличие от своего более известного соотечественника Адамс не стал прорабатывать конланг полностью, а ограничился некоторыми словами и фразами: флейра (урожай с людских огородов), аусла (отряд бойцов и разведчиков стаи), храйр (кролики умеют считать только до четырех, всё что больше обозначают этим словом), силфли (пастьба, когда кролики едят травку), эпичная фраза «Силфли храка эмблер рах» (перевод ищите сами) и так далее. Во вторых, у кроликов есть своя мифология : бог в лице солнечного Фрита, который создал и мир, и кроликов, и всех остальных животных, своеобразным Аидом, коего представляет Черный Кролик Инле и легендарный первый кролик - Эль-Ахрайрах (попробуйте выговорить с первого раза), что означает «Принц с тысячью врагов». На протяжении всей книги фольклор будут понемногу раскрывать, благо среди главных героев есть специалист-рассказчик. 

 У романа имеется продолжение в виде сборника рассказов «Истории Уотершипского холма», где расширяется упомянутый выше фольклор, лучше раскрываются личности некоторых персонажей и добавляются новые сюжетные линии. 

 Пара слов об экранизациях (о них, возможно, стоит написать отдельный пост) . Мультфильм 1978 года я бы назвал средней паршивости рекламой книги: с точки зрения сюжета это просто огрызок первоисточника, из которого выбросили немало важных моментов, выезжает в основном на шок-контенте, вызвавшем в своё время скандал и жалобы от недовольных родителей (напомню, что всё началось с рассказов автора своим малолетним детям). Сериал Watership down series из начала нулевых был снят, что называется, по мотивам: от оригинала остались только персонажи и общий сеттинг, получив в итоге довольно ламповый мультик для детей. Недавний сериал от Netflix... Ну, ожидания от этой студии с самого начала были невысокими, сойдёт для сельской местности. 

  •   Итак, Обитатели холмов быть может нельзя назвать однозначным шедевром, но он заслуженно занимает место в списке мировой и британской в частности классики. Он принес Ричарду Адамсу мировую известрость и заслужил несколько почетных премий. Если бы я в своё время не прочитал его, то скорее всего не стал бы так сильно интересоваться литературой и не решил бы теперь стать книжным блоггером. Если Вы с ним не знакомы, очень советую почитать, ну а я пойду перечитывать.