В 1935 году экспедицией Д. И. Яворницкого на юге Украины найден необычный череп с нанесенной на него глиняной массой. С какой целью обмазали лицо покойника, было неясно. Спустя 30 лет подобный череп нашли в Крыму, но эти немногочисленные находки не привлекали внимание исследователей.
Все изменилось в 1970-е годы, когда на юге Украины начались масштабные раскопки курганов. Тогда такие черепа начали находить массово. Ареал распространения находок - Херсонская, Запорожская, Днепропетровская и Николаевская области, отдельные экземпляры известны в Крыму.
Позже выяснилось, что найденные ранее черепа принадлежат носителям ингульской катакомбной культуры, которую в 1978 году открыла О. Г. Шапошникова. Племена этой культуры жили в Причерноморье в III - начале II тыс. до н. э.
Находки черепов
Носители ингульской культуры хоронили своих усопших в катакомбах, поверх которых сооружались курганы. В них и находят такие черепа:
Этот череп найден возле села Добрая Крыница на Николаевщине экспедицией О. Г. Шапошниковой. Здесь прослеживается частичное моделирование - обмазывали только глазницы.
Справка: в большинстве случаев череп отделен от костяка и лежит возле него.
Еще один такой череп найден в Запорожской области:
Здесь обряд моделирования прослеживается еще ярче: виден нос покойника, его веки и даже губы. Представьте, какой была эта маска 4 тыс. лет назад.
Еще один интересный экземпляр происходит из Крыма:
Как и на предыдущих черепах, здесь хорошо сохранились глазницы и хрящевые ткани носа. Череп покрыт красной краской - охрой. А еще на нем зафиксировано хирургическое вмешательство. Увы, трепанационное отверстие не сфотографировал.
Глиной по черепу: как делали посмертные маски
По этнографическим параллелям и аналогиям в других археологических культурах мы знаем, как это делали носители ингульской культуры:
- Череп усопшего отделяли от тела.
- Освобождали его от мягких тканей при помощи ножа и предварительного вывариния в воде.
- Наносили на него глиняный раствор. Глину сначала вымачивали и добавляли в нее другие компоненты - мелкие ракушки, спандил, пепел, уголь и минеральные красители. Состав и цвет глины в большинстве случаев отличается.
- Моделированный таким способом череп высушивали и клали в погребение.
Типичное погребение ингульской культуры выглядит так:
Нашли череп на плане? Как видно, лежит он отдельно от костяка, на правом предплечье.
Зачем так делали?
Возможно, у вас возник вопрос: где было тело, пока по черепу усопшего моделировали его лицо, и зачем вообще это делали?
Исследователи считают, что сначала хоронили обезглавленное тело, а череп еще некоторое время использовался в ритуалах, связанных с культом предков.
Ведущий специалист по племенам ингульской культуры С. Ж. Пустовалов считает, что носители этой культуры поклонялись черепам своих предков. Об этом свидетельствуют и параллели в других культурах, не только Украины и юга России, но и остального мира.
Например, первые жители города Иерихон не просто поклонялись черепам своих предков, но даже делали из них гипсовые маски, а сами черепа хоронили в фундаментах своих домов. Считалось, что предки охраняют дом и отгоняют от него злых духов.
Если говорить о Причерноморье, здесь такие обряды фиксируются в течение всего бронзового века: в ямной, катакомбной, сабатиновской белозерской и других культурах.
Вместо заключения
Если вам интересно, как древнее население Причерноморье поклонялось черепам, - напишите в комментариях, и я продолжу рассказывать об этом в следующих статьях.