Данная публикация является продолжением публикаций по реформированию налоговой системы Российской Федерации.
Введении единого и единственного оборотного налога -https://zen.yandex.ru/media/id/5e6f2f88608ea43150681d39/kak-uskorit-rost-rossiiskoi-ekonomiki-kardinalnaia-reforma-funkcii-gosudarstvennogo-nadzora-koncepciia-nachalo-puti-5e88fde05fee206321fd06ff
Реформирования внебюджетных социальных фондов и НДФЛ -https://zen.yandex.ru/media/id/5e6f2f88608ea43150681d39/nujna-li-rossii-nalogovaia-slujba-i-vnebiudjetnye-fondy-v-epohu-cifrovoi-ekonomiki-kak-vzimat-nalog-na-dohody-fizicheskih-lic-5e9bfbb3fd59420be5ff4cc5
Налог на добычу полезного ископаемого в соответствии с Налоговым кодексом взимается с владельцев лицензий на право пользования недрами, занимающихся добычей полезных ископаемых. В соответствии с Законом "О недрах" Российской Федерации недра России находятся в государственной собственности. Государство при предоставлении своей собственности в пользование в, соответствии с этим, имеет право на часть дохода от пользования его собственностью, образующегося при реализации добытых полезных ископаемых. Обычно, экономистами считается, что величина возвращаемой части дохода государству должна равняться рентной части дохода, возникающей за счет богатства руд полезных ископаемых. Так какова экономическая суть возвращаемой части налога? Она вытекает из предлагаемых нами определений налога и платежа.
Налог - это часть дохода Лица, принудительно взимаего государством для финансирования общегосударственных расходов.
Платеж - это часть дохода Лица, получаемого им от пользования государственной собственностью.
Таким образом, если исходить из существа экономических категорий, то действующий в настоящее время налог на добычу полезного ископаемого однозначно является Платежом. В случае природопользования этот платеж безусловно является рентным платежом. Так его размер в случае недропользования сильно зависит от качественных и количественных характеристик добываемых полезных ископаемых, а также особенностей географического расположения месторождений, то и доля рентного дохода сильно меняется от одного месторождения к другому. То есть этот платеж, является индивидуальным для каждого месторождения полезного ископаемого. Об этом писали многие экономисты, но авторы концепции Налогового кодекса предпочли оформить его как налог на добычу, якобы для удобства его взимания. На практике это означает пренебрежение индивидульностью каждого месторождения. В результате этого в недропользования стали возможны просто скандальные случаи. Так, например, в 2000 х годах компания Кинросс, ведущая разработку многих месторождений в мире, имела прибыль от их эксплуатации в 10-20 млн. долл. На этом фоне прибыль от добычи золота на богатейшем месторождении золота "Купол" на Чукотке, отраженная на годовом балансе компании, после уплаты всех налогов составила 800 млн. долл. в год. По сути значительная часть ренты на миллиарды долларов, которая должна была принадлежать государству, в течение почти 20 лет эксплуатации месторождения утекла за рубеж. И таких примеров можно привести множество. Все это результат "достижений" Налогового Кодекса.
Что делать? Вернуть налогу на добычу индивидуальность платежа на добычу полезного ископаемого, размер которого должен отражатьс в лицензии на право пользования недрами по каждому месторождению.
Как сделать? При завершении разведки месторождения, для него становятся известны все финансово-экономические показатели разработки. Становятся ясны величины так называемых бортового содержания полезного компонента для условий карьерной отработки месторождения и минимально-промышленногое содержания для условий подземной отработки месторождения. Эти параметры отвечают на вопрос: "Какое содержание полезного ископаемого должно быть в руде при данном объеме добычи, чтобы окупить все затраты до получения товарного продукта? То есть, можно говорить о том, что эти содержания полезного компонента в руде обеспечивают безубыточную добычу и переработку руды. Для нефти это суммарный миимальный объемов дебитов нефти ( газа) по месторождению.
По результатам разведки месторождения известно также и среднее содержание полезного компонента в рудах. ,
Так, условно если бортовое содержание золота в рудах равно 1г/т, а среднее содержание равно 2 граммам, то рентабельность добычи и переработки руд составит 100%. Очевидно, что при разработке месторождения обычны случаи неподтверждения средних содержаний полезных компонентов, но все эти неподтверждения учитываются при ежедневном контроле содержаний компонентов в товарной руде поступающей из рудника на фабрику. И ежедневно можно получать показатели рентабельности работы предприятия из сопоставления данных по бортовому и среднему содержанию полезных компонентов в руде бкквально по кеаждому дню. Все эти параметры проходят Государственную экспертизу при завершении разведки месторождения и постановки запасов полезных ископаемых на государственный учет Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.
Как же в этом процессе учитывается рентная составляющая? Здесь все зависит от особенностей месторождения. Если руды вкрапленные то граница рудного тела определяется экономическим расчетом . При этом, исходя из требований Закона "О недрах" в части рационального пользования и охраны недр Государственной комиссией принимаются вариант, дающий максимальный бюджетный эффект, т.е.макисимальную массу всех налогов, поступающих в бюджет, при максимальной массе прибыли получаемой недропользователем, но при минимальной норме прибыли. Это вариант с макимальной величиной запасов полезного ископаемого, максимальным объемом добычи руды, но минимальной норме прибыли. В этом случае рентная составляющая может практически полностью исчезнуть, так как она не обеспечивается богатстом руд. Норма прибыли может равняться среднеотраслевой прибыли в экономике России и поэтому платеж за добычу полезнгого ископаемого может вообще не взыматься. Государственный интерес здесь заключается в следующем:
1. Создание максимального количества рабочих мест.
2. Поступление большой массы налогов в бюджеты всех уровней.
3. Создание, поддержание и сохранение инфраструктуры на огромной территории России, косвенно, обеспечивающей ее территориальную целостность.
Интерес недропользователя заключается в получении максимальной массы прибыли, что гораздо интереснее чем иметь высокую прибыль при ее скромной массе.
В случае резких границ месторождения для рядовых и богатых руд возникает необходимость производства платежа на добычу полезных ископаемых.
Как определить размер этого платежа? В настоящее время величина платежа зависит от вида полезного ископаемого. Для золота одна, для железа другая, нефти третья и т.д. Это абсолютная глупость. Величина платежа должна определяться уровнем балансовой прибыли, которую получает недропользователь и которая определяется соотношением бортового и среднего содержания полезного компонента в руде. При равенстве прибыли ее среднеотраслевому значению в экономике России, платеж не взимается. При более высоком значении прибыли может быть предложена следующая шкала платежей:
При балансовой прибыли от 20 до 35% величина платежа составит 5-15%;
При балансовой прибыли от 35 до 50%, предлагаемая величина платежа составит 15-20%;
При балансовой прибыли от 50 до 80%, величина платежа составит от 25 до 50%.
При балансовой прибыли более 80% величина платежа составит 60 и более %.
Очевидно, что конкретная шкала платежей должна быть подтверждена модельными экономическими расчетами.
Шкала платежей при добыче полезных полезных ископаемых прилагается к лицензии и является ее неотъемлемой частью.
Как взимать платеж на добычу полезного ископаемого?
Недропользователь в течение 10 дней после завершения квартала предоставляет в банк расчет величины платежа с указанием объема добытого и реализованного полезного ископаемого ( например в тоннах), цене его реализации, его среднему содержанию в тонне руды, бортовому содержанию полезного компонента в руде, Банк с учетом этих данных, определяет величину платежа, снимает эту сумму с расчетного счета предприятия и направляет в бюджет.
Куда направлять платежи на добычу полезных ископаемых, поступающие на соответствующий бюджетный счет?
Прежде всего не менее половины поступлений необходимо направить на решение проблем борьбы с бедностью и решение демографических проблем.
1. На повышение пособий на ребенка.
2. На повышение материнского капитала.
3. На повышение минимального прожиточного минимума.
Вторую половину поступлений направить на:
4. На личные пенсионные счета работающих граждан;
5. На повышение пенсий пенсионерам.
Значительная часть платежей (кроме сумм надбавок пенсионеров) направляемые в Пенсионный банк по сути являются дополнительным инвестиционным ресурсом, который может быть использован под гарантии государства на финансирование ифраструктурных проектов.
З