Найти тему
АКВАЛАНГ

Зулейха расправил плечи

Зулейхосрач – о чем все это? Чем так косячен фильм? Разберемся вкратце.

Оговоримся, что речь идет именно о фильме. Фильм и книгу стоит разделять. На книгу в основном ругаются татары –не нравится татарам как в произведении про татарку нравы татар представили. Скороговорка. Критика книги вне татарского этнического контекста гораздо умереннее. Прочитавших меньше чем посмотревших, и в книге качество материала несомненно выше сериального. Хотя перегибов тоже достаточно. Сосредоточимся на фильме. Что же нас ждет в статье?

  • Основная претензия масс к сериалу: «это очередная антисоветчина и поливание грязью собственного прошлого».
  • Основное оправдание: «а что, не было продразверстки, раскулаченных и ссыльных?» и «ведь это просто кино».
  • Спецприз за особое убожество: муфтий РФ и еще несколько видных мусульман, едут с Зулейхой в ссылку. В 1930 году. Как можно быть такими идиотами?
На всякий случай примечание: сериал про татарку, жену татарина-кулака, который ее третировал, но потом большевики его убили, а татарку отправили на спецпоселение. Увы, здесь большевики ни разу не похожи на товарища Сухова, освобождающего женщин Востока…

Итак, погнали по пунктам:

Ругань

Да, очерняет историю. Приведем, россыпью, несколько примеров, по возможности не касающихся фактической стороны дела, только изложения, подачи.

- Заставка со второй серии, модная, анимационная. Стоят узорчатые домики, красота, на крыше одного – гнездо у птички. Но тут налетают ветры злые, птичку, пытающуюся уберечь гнездышко, сдувает к едреням, туда же летят узорчатые домики.. Жалко птичку! Но это не все. Фон становится черен и по нему катятся трактора, поезда – с красными звездами, оставляют свои мерзкие следы! Шестеренки еще какие-то и вообще жуть... Ребята, вы показали нашествие орков на Хоббитон. Охоту из мультика про Бэмби. Но Хоббитон и Бэмби были в сказках. Вы снимаете не сказку. Вы осознаете ответственность?

БЫЛО (загогулька - это птичка домой летит).
БЫЛО (загогулька - это птичка домой летит).
СТАЛО, когда пришли коммуняки. У птички фрустрация.
СТАЛО, когда пришли коммуняки. У птички фрустрация.

- Большевики, без преувеличения ведут себя как старшеклассники, которые травят новичка 12 лет. Представьте типичную сцену буллинга из фильма про амерскую школу. Тупые шутки, мерзкий смех. Если вы убеждены в том, что продразверстка была злом, убеждены ли вы, что люди, которые ее осуществляли, были злы?

- Неадекватная бестия – Эльза-волчица ОГПУ (прям почти буквально), которая дурным голосом поет Интернационал, пока несчастную героиню увозят из дому. Пение подхватывает невидимый хор, камера замирает – на переднем плане топор воткнутый в плаху. Бестия совокупляется, доминирует и унижает глав. героиню. Да хорош вам, что за фантазии!!!

Тот самый топор
Тот самый топор
Доминируй-унижай!
Доминируй-унижай!

На каждую сцену – по жирной клюквине. Причем, мы специально делаем акцент на ходульности образов и на том, что они... не выдуманы. Неееет, хуже: они - заимствованы. Авторы описывают сложные моменты отечественной истории, используя в качестве языка описания самый дешевый набор импортных штампов. Это ж ни в какие ворота, господа!

Оправдание

А разве не было всего этого? Было. Были и ссылки и ГУЛАГ и голод. Это так, и спорить с этим – глупо. Не менее глупо, однако, утверждать, что было так, как в сериале. Черное и белое. Большевики-зло, этапируемые-добро. А те хорошие, что из большевиков – они вопреки, они медленно перерождаются из «советских людей в нормальных», как говаривал К. Хабенский. И, конечно, все из-за баб. Как у Хабенского (раз уж вспомнили) в «Собиборе» - пока гг был советский офицер – ничего не делал, а как стал «нормальный человек» (бабенку заприметил) – так сразу герой и побег организовал. Если вдуматься в этот пассаж ("из советского в нормального") – становится стыдно за современников! Извините за пафос.

Из-за того взгляда, который бытует сейчас в нашей массовой культуре, стирается грань между тем, что действительно достойно осуждения и тем, что является лживой выдумкой. Клеймя все подряд мы можем прийти к тому, что однажды все подряд будет оправдано.

Но погоди, скажешь ты, это же художественное произведение, это кино! Да, верно, это кино. И именно поэтому оно, помимо фактов, оперирует эмоциями, именно поэтому достоверность может быть принесена в жертву образности. И именно поэтому, друг, ты не задумываясь (о фактах), разволнуешься и проглотишь любую чушь (завернутую в эмоции). Или почти любую. Поэтому искажения фактов в угоду образности и эмоциям, заданного свойства, становятся пропагандой. Это как у Крейга Мейзина про «Чернобыль»: в пресс-релизе "сериал достоверный, все основано на фактах", но когда удобно «это же художественный фильм»…

В общем – с оправданиями не получилось. Признаем свой провал. Сериал и правда говно.

Спецприз за особое убожество

Его удостаиваются художники по реквизиту! Ты спросишь, почему? Тебе ответит журналист Дарья Митина, текст которой гуляет по Интернетам. Так же как и маловразумительные оправдания создателей сериала. Итак, Дарья описывает сцену переклички возле вагона, на котором татар, и не только их, повезут по этапу:

«Мордатый энкаведист выкрикивает фамилию-имя зека, а зеки покорно из толпы отвечают "Я!" В фильме это звучит так:

- Таджуддин Талгат! - Я! (для тех, кто не в курсе, Талгат Таджуддин - Верховный муфтий РФ)
- Гайнутдин Равиль! - Я! (Равиль Гайнутдин - председатель Духовного управления мусульман РФ).
- Марджани Шигабутдин! - Я! (Шигабутдин Марджани - крупнейший татарский богослов 19-го века, мухтасиб Казани, имам первой казанской мечети)
- Идрисов Умар! - Я! (Умар Идрисов - первый председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области)
- Пончаев Жафяр! - Я! (Жафяр Пончаев - бывший председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга)
- Габдрахимов Габдессалям! - Я! (Габдессалям Габдрахимов - видный оренбургский муфтий 19 века)
- Султанов Мухамедьяр! - Я! (Мухамедьяр Султанов - также видный оренбургский муфтий 19 века)

Такого хульства не смог стерпеть уже российский муфтият, ставший невольным союзником коммунистов. Член Общественной Палаты муфтий Альбир Крганов отправил возмущённые письма в Правительство и Добродееву, запросивши объяснений.

Обосравшаяся продюсерка залепетала, что "художники по реквизиту (!!!!!) для создания этой сцены просто искали популярные татарские имена".»

Итого

Как правильно реагировать на это? Возопить «ДОКОЛЕ!» или притихнуть в уголке, глядя грустно и затравленно, как Хаматова в роли Зулейхи? Вот хз, честно.

Но точно нужно принять тот факт, что создателям отечественного кино и сериалов абсолютно наплевать, насколько низкосортным барахлом они тебя напичкают. Им некогда заморачиваться. Они могут себе позволить это: снимать фильмы о трагических, сложных и даже взрывоопасных исторических событиях, но интерпретировать и описывать они их будут так же, как события во время пьянки на какой-нибудь свадьбе (или какие там еще сюжеты нонче в ходу): немного пошленьких эмоций, немного плевков в эту страну, немного импортных штампов (штампов вообще и штампов про нас в частности)…

Потому, что привыкли, что ты это кушаешь, друг. Хотя, вот, уже говорят, мол, Хаматову и создателей сериала травят, и надо бы им посочувствовать… Тут вот что: все время, пока готовилась эта статейка, вспоминался Пелевин, казалось бы – почему? Может потому, что цитируемую и выпячиваемую сказку про птиц и Семурга, которую и в книге и в фильме рассказывает Зулейха, он приводил еще в 1999 году в «Genertion P»? Нет не поэтому. Потому, что есть у него стишок со строчкой: «Внутренний плевок попадёт в тебя же, а внешний вызовет бодрый коллективный ответ». Вот эта волна в Интернете и есть – бодрый коллективный ответ. Видимо плевок таки попал, наконец.