В первых двух частях мы рассмотрели огневую мощь и защищённость наиболее распространённых современных танков, здесь рассмотрим не менее важное их качество - подвижность.
Среди факторов, влияющих на подвижность, первым и наиболее очевидным является, конечно, удельная мощность - отношение мощности двигателя к массе машины. По этому показателю среди рассматриваемых танков первенство принадлежит Леклерку (27,5 л.с./т.), почти равны ему Т-80У/УЕ-1/БВМ (27,17 л.с./т.); затем идут Т-80БВ (25,2 л.с./т.), Т-72Б3М (24,6), Абрамсы, Леопарды-2 (24); серединку занимают Т-90А (21,5 л.с./т.), Меркавы-3 (20,0), и -4 (21,4); в хвосте плетутся Т-72Б/Б1/БА/Б3 (18,3 л.с./т.), Т-64БМ (18,9), Т-64БВ (16,5).
Другим важным фактором является проходимость. Давление на грунт у наших танков несколько ниже, но здесь нет какой-то существенной разницы, чтобы включать его в наш рейтинг отдельным пунктом.
Интересно дела обстоят с таким показателем как высота преодолеваемой стенки (или эскарп) : "по паспорту" западные машины преодолевают "стенку" (эскарп) заметно больших размеров, чем наши, однако в сети не встречаются фото- или видеоматериалы, где бы они были замечены за этим занятием (разве что "старичок" Леопард-1, неактуальный для нашего обзора, который к тому же в полтора раза легче своих современных "потомков"). Более того, европейский "Танк челлендж", в отличие от нашего "Танкового биатлона", не предлагает своим участникам вообще никаких препятствий - танки там ездят по укатанным дорожкам (!) - из чего напрашивается вывод, что если они и могут действительно преодолевать стенки и прочие экстремальные препятствия, то не без потерь для боеспособности. Например, при этом может сбиваться пристрелка прицелов - подобный слух, хоть и не подтверждённый, имел место насчёт Леклерка... А вот так ведут себя настоящие танки:
Видимо, этот важный фактор придётся обойти молчанием из-за отсутствия ясной информации...
Есть зато у западного танкостроения и своя сильная сторона - это трансмиссия, позволяющая с существенной скоростью двигаться задним ходом, - до 30 км/ч. Это хоть и не очевидное, но важное преимущество. Оно позволяет танку, высунувшись из-за укрытия, после выстрела быстро сдать назад. Скорость здесь легко может спасти жизнь экипажу. Отечественные танки двигаются задним ходом со скоростями не более 5 км/ч. Также западные танки, благодаря своей трансмиссии, могут разворачиваться строго на одном месте, когда одна гусеница движется вперёд, другая - назад. Отечественные коробки передач позволяют остановить одну гусеницу, чтобы вторая её "обползала". То есть разворот имеет всё же некоторый радиус. (Оба этих недостатка преодолены нашим танкостроением только на Армате.)
С другой стороны, меньшие масса и габариты наших танков улучшают их стратегическую мобильность - проходимость по мостам, удобство переброски различным транспортом. Так грузоподъёмность стандартной железнодорожной платформы равна 54 т., а значит, большинство западных танков можно перебросить только с использованием специальных платформ повышенной грузоподъемности.
В целом, одним и тем же транспортом более легкие и компактные танки можно перебросить в большем количестве. Также у наших машин лучше дела обстоят с преодолением водных преград при помощи ОПВТ - оборудования подводного вождения танка. При помощи воздушной трубы и комплекта заглушек, и после соответствующей подготовки машины, можно преодолеть водную преграду глубиной до 5 метров. Западные машины с ОПВТ берут глубину максимум до 4 метров (Леклерк, Леопард-2), до 2,36м (Абрамс), либо вообще ОПВТ не имеют (Меркавы).
При всём при этом вряд ли данный показатель можно считать критически значимым...
В целом, можно считать, что преимущество трансмиссии одних условно компенсируется преимуществом стратегической мобильности других, тогда наш рейтинг будет просто следовать удельной мощности.
Первое место по праву займёт Леклерк как абсолютный рекордсмен по удельной мощности и лучший среди западных машин с точки зрения стратегической мобильности, а также обладатель "продвинутой" западной трансмиссии.
Второе место: Т-80У/УЕ-1, Т-80БВМ (уступили Леклерку из-за трансмиссии)
Третье место: Т-80БВ, Т-72Б3М, Абрамсы, Леопарды-2 (незначительно отличаясь друг от друга по удельной мощности)
4-е место: Т-90А, Меркавы-3 и -4
Аутсайдеры: Т-72Б/Б1/БА/Б3, Т-64БВ/БМ
Теперь подведём итог "в общем зачёте" - по всем трём частям нашего исследования.
Первое место принадлежит Т-90А как обладателю лучших показателей по огневой мощи и защищённости, хотя по подвижности он не на высоте. (Единственный обладатель двух "золотых"!)
Второе место делят Т-72Б3М (одно "золото" по защищённости и две "бронзы") и Т-80БВМ (два "серебра", защищённость и подвижность, при одной "бронзе")
Третье место следует отдать Леклерку с "золотом" по подвижности, "бронзой" по защищённости, но всего лишь четвёртым местом по огневой мощи. А также Меркаве-4М - два "серебра" по огневой мощи и защищённости и четвертое место по подвижности.
Неплохо показали себя Т-80У/УЕ-1 с "серебром" по подвижности и "бронзой" по защищённости.
Т-80БВ и Леопард 2А6 имеют две "бронзы" по защищённости и подвижности.
Абрамс SEPv2 имеет "бронзу" по подвижности и, только при условии установки на него КАЗ и ДЗ, "бронзу" по защищённости.
Остальные танки показали себя хотя бы по одному из показателей аутсайдерами, что говорит об их тактической несбалансированности. Так большая часть семейства Т-72, несмотря на хорошую защищённость, имеет явные проблемы с подвижностью (из-за слабых движков) и с огневой мощью (из-за слабых прицелов). Кроме, конечно, Т-72БЗМ, который оказался на высоте, и Т-90А (который по сути тоже глубокая модернизация "семьдесят-двойки"), что говорит о исключительном потенциале базовой машины, при условии соответствующей доработки. Так Т-72Б3 (обр. 2011г.), несмотря на улучшение показателей огневой мощи за счёт прицела "Сосна-У", всё равно оставляет желать лучшего из-за по-прежнему слабого двигателя. Надо отметить, это самая распространённая машина отечественных танковых войск - их на вооружении около 1000, то есть более трети (считая, конечно, только машины в войсках, а не на хранении). С другой стороны, около 350 штук Т-90А, плюс 400 Т-90Б3М, плюс около 450 Т-80БВ/БВМ/У/УЕ-1 дают в сумме очень серьёзную силу. Особенно если учесть, что самый распространённый танк НАТО может считаться удовлетворительным только при условии установки на него КАЗ и ДЗ, то есть в количестве всего 90 штук, в остальных случаях оказывается аутсайдером по защищённости, а в случае с версией М1А1, ещё и по огневой мощи.
PS. Наше исследование на этом подошло к концу, но впереди ещё много всего интересного!